С приходом в нашу жизнь мессенджеров упростились многие задачи, например, можно оперативно передавать друг другу видео и аудиофайлы, фотографии, голосовые сообщения, общаться в групповых чатах, использовать функцию видеозвонков и многое другое. Такими приложениями пользуется каждый, у кого есть смартфон, а это большая часть населения. Но вместе с удобными функциями Интернет-связи в жизнь пользователей ежедневно попадает много спама – так называемый информационный мусор. Зачастую спам вводит людей в заблуждение, а иногда даже сеет панику среди населения.
На этой неделе очень многие жители Северной Осетии получили от своих знакомых сообщения, что в связи с расформированием воинской части к смерти приговорены двадцать обученных овчарок. Спасти собак было ещё, якобы, возможно, нужно лишь позвонить по указанным телефонам и забрать четвероногих к себе домой. К слову, никакая воинская часть в Осетии не расформировывается, а обученные собаки есть лишь у кинологов МВД и МЧС.
Но, несмотря на эти факты, многие жители республики активно стали рассылать данное сообщение всем друзьям и знакомым. Кто отправил этот текст первым, наверное, уже навсегда останется тайной. Ситуацию спасли некоторые пользователи социальных сетей, которые, проанализировав данное сообщение, опровергли эту информацию.
Такая ситуация в Северной Осетии возникает не в первый раз, по сети гуляют не менее популярные сообщения о массовом отравлении детей, пропавшем ребёнке, террористической угрозе и многие другие. Борьба со спамом идёт уже многие годы. Но до сих пор информационный мусор продолжает засорять наше сознание и смартфоны.
Сейчас от спамеров страдают в основном те, кто использует мессенджеры с привязкой учётной записи к номеру телефона – Viber, WhatsApp, Telegram. Через спам в мессенджерах продвигаются и рекламные сообщения товаров и услуг, как анонимных продавцов (например, установка пластиковых окон, услуги по ремонту квартир и др.), так и вполне известных брендов (сети магазинов «Kari» и «Zenden»).
Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) впервые официально приравняла спам в мессенджерах к SMS-спаму и признала это нарушением части 1 статьи 18 Закона «О рекламе» после жалоб пользователей на недобросовестную рекламу. Но прецедентов привлечения к ответственности мессенджер-спамеров пока не было. Чтобы виновники были наказаны, жертвы спамеров должны обращаться в государственные органы – ФАС, Роспотребнадзор и Роскомнадзор.
Понятно, что на сообщения, содержащие сомнительную информацию, скорее всего, никто жаловаться не пойдёт. Поэтому более подходящая защита от спама – полное его игнорирование. Не стоит отвечать на призыв друга или знакомого разослать сообщение с сомнительной информацией по всем чатам, в которых вы состоите. Не нужно ждать, что, отправив короткий текст десяти пользователям, вы поправите своё финансовое положение. Не верьте голосовым сообщениям, якобы записанным на совещаниях Минздрава и МВД.
Игнорируйте и удаляйте информационный мусор. Это очистит не только ваш телефон, но и сознание.
Елена СМИРНОВА