Нузал — это целый мир. Величие момента понимаешь сразу, стоит только ступить по земле Нузала. Что здесь было много-много веков назад? Какие секреты хранят молчаливые башни на склоне горы? Они — вечные свидетели славных побед аланских рыцарей, их мужества и храбрости. Они и маленькая часовня, сложенная из камня и расписанная талантливой рукой народных умельцев. Предположительно в ней и обрёл свой последний приют герой Ос-Багатар.
Время пощадило «преданье старины глубокой». Теперь задача человека поблагодарить время и сделать всё, от него зависящее, чтобы история осталась в камне и живописи. Сегодня в Нузале полным ходом идут реставрационные работы, которые стали возможными благодаря включению объекта в 2016 году в федеральную целевую программу «Культура России». Инициатором же данного включения стала Владикавказская епархия, которой после длительных переговоров в 2015 году и была передана Нузальская часовня.
Вместе с Комитетом по охране и использованию объектов культурного наследия Северной Осетии был подготовлен необходимый пакет документов. «Нам очень важно не потерять время, — сказал архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид, приехавший лично посмотреть за ходом работ и пообщаться со специалистами. Реставрация не прекращается, несмотря на то, что федеральные деньги ещё не выделены. — Пока мы используем собственные средства. К процессу привлечены самые лучшие специалисты, которые уже работали в Нузале и знают все проблемы этого уникального храма». В беседе с журналистами Владыка Леонид также отметил, что епархия в рамках празднования 1100-летия крещения Алании намерена добиваться рассекречивания и постановки на каталог архива учёного Евгении Пчелиной, которая обнаружила в часовне останки захоронения человека. И нынешнему поколению представителей науки предстоит установить, кому они принадлежат.
Тендер на проведение реставрационных работ выиграл Московский государственный научно-исследовательский институт реставрации. Заместитель директора института Сергей Филатов занимался проблемами Нузала ещё 30 лет назад. Сегодня он вновь в Северной Осетии — восстанавливает уникальную роспись. «Памятник сильно пострадал, но живопись уцелела. Те восстановительные работы, которые проводились ранее, должного эффекта не принесли. Сейчас главное — удержать влагу, которая просачивалась сквозь стены и наносила ущерб фрескам», — отметил Сергей Филатов.
Реставрация идёт по всем направлениям. Работы по восстановлению фасада приостанавливаются только во время дождя либо сильной жары. По словам реставратора фасадов Руслана Дзотова, раствор, который доставляется из Москвы, и рецептура которого держится в секрете, можно использовать только при определённой температуре. Чтобы все усилия не пропали даром, необходим водоотвод. Вода и так шла со склонов гор, а теперь, когда фундамент часовни освобождают от наслоений почвы и приводят в первоначальный вид, опасность затопления ещё более усиливается.
Что будет дальше с Нузалом? «Вопрос очень сложный, — не скрывает своей тревоги директор Комитета по охране и использованию объектов культурного наследия РСО-Алания, древлехранитель Людмила Габоева. — Нузал — архитектурный ансамбль мирового уровня и не хотелось бы его превращать просто в туристический объект. В наших планах раскрыть Нузал, как резиденцию Ос-Багатара, и придать ему статус столицы Алании в постмонгольский период».
Реставрация Нузала, без преувеличения — дело государственной важности. Нузал, как историко-культурный ансамбль, в который войдут и каменные кельи, и кладбище с древними захоронениями, и сама аура этого священного места, куда надо приезжать, чтобы поклониться памяти предков и впитать мощь и чистоту единения человека и природы.
Тамара ВЛАСОВА
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |