Истинные патриоты есть у каждого народа. Они живут интересами людей и общества, для них любовь к своему краю не пустые слова, а каждодневный труд, сопряжённый с препятствиями. Их цель – сохранить национальный дух, традиции, язык и обычаи для грядущих поколений. Таким патриотом с великой душой является человек, которого бы, без сомнения, Коста назвал одним из своих соратников, известный осетинский поэт, радиоведущий программы «Уацамонга» (указующий на святое – осет.) Станислав Кадзаев.
– Станислав Собронович, каковы были Ваши первые шаги в творчестве?
– Ещё будучи учеником 9-го класса Кировской сельской школы, я начал писать стихотворения, которые публиковались в школьной стенгазете. В этот период детский писатель Амурхан Абаев, который возглавил литературное объединение в газете «Путь к коммунизму», обратил внимание на мои стихи и, видимо, посчитал, что есть у меня божья искра и надо развивать талант. С его мнением согласились известный сегодня журналист Касполат Черчесов, поэты Георгий Гагиев и Александр Царукаев.
Вы ведь понимаете, что для юноши, делающего первые шаги в поэзии, очень важна моральная поддержка. Чуть позже я познакомился с Таймуразом Хаджеты – нашим осетинским Есениным, который, прочитав мои стихи, однозначно сказал: «Ты поэт!». Вот так начинался мой путь в поэзию.
– Какие качества осетина Вы ставите на первом месте?
– Благородство и ответственность. Человек должен быть чистым в своих помыслах и должен быть хозяином данному слову. К сожалению, я всё реже вижу таких людей.
– Кто для Вас является образцовой личностью, и о ком можно сказать, что он достоин большого уважения?
– Для меня таким человеком является безвестный герой, который во время Великой Отечественной войны поднимался во весь рост пулям навстречу. Все те, кто вынесли на своих плечах всю тяжесть, все слёзы и всю боль войны и Победы, и все те, кто не вернулся с той войны.
К сожалению, мы пока не достойны их светлой памяти. Не за такую жизнь они приносили себя в жертву.
– Что Вы ненавидите в человеке?
– Ложь, показуху. Не переношу лживых, безответственных людей. Многие из нас, кроме спиртного, ничем не интересуются. В так называемых хадзарах чуть ли не ежедневно устраиваются застолья по поводу и без. В алкогольном тумане люди теряют свои человеческие качества, им уже не до благородных поступков, они становятся тенью себя.
Вот это серьёзная проблема и её надо решать. Должен чётко обозначить свою позицию «Стыр Ныхас». Хватит бесконечных споров о том, где и каким образом должна лежать голова жертвенного животного! Нужна серьёзная работа, чтобы отвадить народ от алкоголя.
– Чего же, всё-таки, не хватает Осетии для взаимопонимания?
– Наши сердца должны соединиться. В едином порыве, в единомыслии – залог нашего будущего. Взаимоподдержка должна быть. Коста для нас живительный родник, он должен быть в сердце каждого осетина. Мы до сих пор не исполнили его завет: «Братья, любите друг друга!».
– В каком состоянии, на Ваш взгляд, находится сейчас осетинский язык и какие нужно принимать меры, чтобы ситуация изменилась к лучшему?
– Как-то во время одного из юбилейных мероприятий, посвящённых Коста, к нам приехал известный поэт Иван Филоненко, которого очень удивило то, что молодёжь читает на русском языке стихи Коста, а на осетинском не может. Он об этом написал статью «Неюбилейные мысли».
О чём это говорит? О том, что нет у нас национального, объединяющего начала. Ведь язык – это душа народа, без неё народ не может существовать. Есть у нас пословица: «Язык и к Богу дорогу находит». Но беда в том, что к нам самим уже не находит. Нужен всеобъемлющий, государственный закон о языке.
Сами того не замечая, мы с каждым днём всё больше и больше отдаляемся от своих истоков. Вот, например, каждый год 15 мая отмечаем День осетинского языка. Что это? Мы сами признаём наш язык реликтовым? Получается так. Что, один день достаточен для языка? А другие дни, года, века? Хорошо, что есть у нас действительные очаги родного языка, радетели родной речи, голоса предков. Это 13-я школа во главе с директором Ириной Салбиевой, Центральная библиотека г. Владикавказа, краеведческий отдел, заведующая которого Римма Мурашева проводит незабываемые творческие встречи с писателями и деятелями культуры.
Только магия родной речи будет способствовать сохранению нами всего лучшего, что было у наших предков.
– Почему всё-таки произошла морально-нравственная деформация общественного сознания?
– Золотой телец правит бал. Люди озабочены жаждой наживы, приобретательства. Однозначно к этому тоже нельзя относиться. В такие рамки их загнало государство, и когда у человека нет самого необходимого, то требовать у него духовности просто невозможно. Только сильные личности могут держаться с достоинством, не дают себя согнуть обстоятельствам. Надо находить в себе силы, чтобы свято хранить вечные ценности: честность, дружбу, любовь и не поддаваться звону золота.
Ведь сказал же великий Коста:
«Где золото, там умирают
Волшебные грёзы любви.
Недаром его обмывают
Потоки преступной крови…»
– Вашу передачу «Уацамонга» всегда с нетерпением ждут все те, кому не безразлична судьба осетинского народа, кто ищет свои корни. Кто из известных был приглашён на передачу?
– Программа создана в 1993 году. Это было поистине золотое время для нас. Вы представьте себе: Гриш Плиев, Александр Царукаев, Николай Сиукаев и другие. Какие великие имена, какие личности! Бексолтан Тулатов, артист Осетинского театра, в роли «Уацамонга»! Это было что-то незабываемое. Многие знаменитые люди были гостями нашей передачи. В течение 10 лет у нас также была программа «Волшебная свирель» для детей.
В следующем 2018 году программа «Уацамонга» будет отмечать 25-летие. И я хочу уже сегодня отметить работу тех, без которых мы бы не имели своей истории. Это операторы Аза Абаева, Алла Рамонова, Мадина Вазиева, Алла и Натэлла Караевы, Альбина Тадтаева, они и сегодня работают на благо Осетии.
– Каковы Ваши творческие планы?
– За 10 лет вышла одна моя книга. Есть собрание публицистики под названием «Свет времени», которое надо опубликовать. Мир обновляется поколениями, и нашей задачей я вижу поиск путей сохранения нашего народа, его глубинных корней, его экологии души, его менталитета. Я убеждён, что мы, как народ, просто обязаны, имея богатейшую историю, сохраниться не в качестве разрозненных групп населения, а монолитно спаянной, уважаемой и достойной нацией для будущих поколений, со своим языком и морально-этическими нормами. В этом направлении и дальше будем работать.
– Спасибо за беседу, и желаю Вам удачи во благо осетинского народа!
Сергей ЦХУРБАЕВ