По сути — североосетинское журналистское сообщество в столице — это своеобразное неофициальное представительство республики в столичных СМИ. Пусть не структурированное, редко общающееся между собой, но по своему идеологическому потенциалу не менее значимое, чем официальное представительство. Хотя ключевым в случае с журналистским «представительством» остаётся слово «потенциал». И реализован он далеко не в полной мере.
Журналисты — уроженцы Осетии, которые могут специализироваться на самых разных темах, так или иначе приближены к североосетинскому материалу. Например, когда я работал на международном радио, к этому материалу обращался часто ещё и потому, что ориентировался в нём гораздо лучше, чем в других. Я не ставил своей целью «пиарить» республику или, напротив, затрагивать её болевые точки, но это всё происходило само по себе. Срабатывает эффект, который у меня ассоциируется с именем Армена Джигарханяна. Как-то я спросил мэтра, есть в его театре кавказские пьесы или роли. «Даже если я играю, допустим, медведя, то хорошо видно, что на сцене — армянин», — как всегда мудро и ёмко ответил Джигарханян. Если журналист-осетин пишет про футбол, он обязательно держит в голове такие имена, как Газзаев, Черчесов, Дзагоев…
Навскидку напомню имена представителей североосетинской «журналисткой команды» в Москве. Индира Кодзасова, много лет отдавшая еженедельнику «Аргументы и факты», работает заместителем главного редактора издания. Диана Плиева — шеф-редактор утреннего канала «Настроение» ТВЦ. Елена Макиева трудилась в холдинге «Москва Медиа», ныне работает в телекомпании РЕН-ТВ. Выпускник МГИМО Константин Демеев уже несколько лет трудится редактором информационного агентства «Интерфакс».
Прежде на спортивные темы в московских изданиях писали Чермен Дзгоев и Батраз Тигиев. В РИА Новости до недавнего времени нёс репортёрскую вахту Марк Абаев. Департамент информационных технологий АО «ВДНХ» возглавляет Тамерлан Савлаев. Наталья Чернышова успешно трудится в подмосковных медиа. И это далеко не все имена наших земляков из московских информационных средств. Я уже не говорю о таком журналистском авторитете, как Алан Касаев. Этих людей объединяет, помимо всего прочего, одно любопытное обстоятельство — они пробились в столичные редакции исключительно собственными силами, что уже говорит о таланте и работоспособности.
Не использовать столь серьёзный потенциал на благо республики сегодня по меньшей мере опрометчиво. А под «использованием» я имею в виду не заказные материалы, а пусть даже эпизодическое, в рамках редакционных концепций, напоминание об уникальных событиях на малой родине — без преувеличений и натянутости. В Северной Осетии и без спецзаказа много ярких громких тем для выступлений. Но журналисты «со стороны», даже именитые, часто не скрывают, что далеки от кавказских проблем, и занимаются ими только по необходимости. Или из других соображений. Но они зачастую путают даже названия республик Северного Кавказа, не говоря о более тонких понятиях.
Не исключаю, что со временем при Полномочном представительстве РСО-Алания в Москве будет создан «журналистский клуб» для обсуждения за чашкой чая насущных проблем республики. Представителям руководства Осетии, членам правительства и депутатам, уверен, тоже будет интересно и полезно общаться с журналистами, говорящими с ними на одном языке, понимающими друг друга с полуслова. Подобные встречи будут служить интересам Осетии в первую очередь.
Любой московский осетин хочет быть полезным в той или иной степени своей малой родине. Но пока не все имеют для этого возможности. Журналистам такие шансы дать просто необходимо.