Свою вступительную речь министр начал с акцента на грамотный подход к формированию бюджетной и налоговой политики. Отсюда и стратегические задачи минфина: ответственное исполнение бюджетного процесса, планов по доходам и расходам, реализации бюджета на текущий финансовый год и на последующие два.
Далее он провёл краткий экскурс проделанного объёма работы ведомства, начиная с 2016 года — переломного момента в формировании доходной базы, исполнении расходных обязательств всех уровней. «В 2016 году основной бюджетообразующий поток складывался за счёт сбора акцизов от крепкой алкогольной продукции и составлял 600 млн рублей, — пояснил Касполат Бутаев. — В 2017 оду он составил уже 2 млрд рублей, в 2018-м — 2 млрд 800 млн рублей. Аналогичная цифра на 2019 год. Это говорит о взаимодействии налоговой службы и усилий правительства, прежде всего, Главы РСО-А, в направлении наращивания доходного потенциала нашей республики, что является гарантом социально-экономического развития Северной Осетии».
Министр назвал ключевые цифры, характеризующие основные направления деятельности министерства. Просроченная кредиторская задолженность Северной Осетии снизилась почти в 3 раза — с 2 млрд 86 млн рублей до 729 млн рублей. Впервые с 2015 года произошло и снижение государственного долга на 222 млн рублей. Это большое достижение на фоне общей картины хозяйственной деятельности российских регионов, подавляющее большинство из которых имеет растущий госдолг. Начиная с 2017 года, удалось переломить ситуацию и по структуре кредитов. Коммерческие кредиты стали замещаться государственными, и обслуживание сократилось в разы. Сегодня их совокупная доля составляет не более 12%. На начало текущего года на обслуживание расходовалось 146 млн рублей, но после проведённых мероприятий к концу года по данной статье расхода вполне возможно удастся сэкономить порядка 60 млн рублей.
Вопросов от журналистов было достаточно. Они касались как общих, так и локальных тем. К примеру, существенное повышение транспортного налога, который регулируется на республиканском уровне. Несмотря на то, что вопрос не совсем по профилю, министр принятое решение прокомментировал следующим образом: «В формировании коэффициентов к данному виду налогов субъект федерации принимает участие. Есть определённые параметры для принятия ставки на лошадиную силу. До начала 2018 года в Северной Осетии, единственной из республик СКФО, применялся понижающий коэффициент 0,5 к транспортным средствам мощностью более 150 л.с. Учитывая, что одним из условий получения дотаций на выравнивание бюджета из федерального центра является устранение неэффективных налоговых льгот и приведение их в единообразное состояние до уровня всех субъектов РФ, он был отменён. Значит, начисления по транспортному налогу будут ощутимо выше».
Также речь шла о социальной направленности бюджета республики. Более 70% всех расходов идёт на социальные сферы. Самым крупным получателем, более 11 млрд рублей, является министерство образования. На реальную экономику в этом году направлено около 5,5 млрд рублей.
Министр ответственно заявил, что Майские указы Президента РФ по заработной плате неукоснительно соблюдаются. Задолженности по выплате заработной платы бюджетникам также нет. Средняя заработная плата по экономике в Северной Осетии сегодня составляет 21 400 рублей. Не было и срывов освоения федеральных средств, что привело бы к определённым санкциям. В настоящее время республика работает по национальным проектам в режиме софинансирования в размере 1%. Что касается республиканских адресных инвестиционных программ, то 30 млн рублей планируется выделить на ремонт психиатрической больницы.
Успешно практикуется поощрение из республиканского бюджета районов Северной Осетии, которые ведут грамотную налоговую политику и повышают собираемость налогов на местах. Чем больше собрал, тем больше получил стимулирующих выплат — методика разумная: она инициирует здоровую конкуренцию и даёт дополнительные возможности для развития районов.
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |