Как всё-таки важно оторваться от кабинетных совещаний и лично посмотреть и послушать: как он там живёт, простой народ? Чем занимается, о чём думает, что зарабатывает на хлеб насущный? Важно любому чиновнику, независимо от ранга, ведь по большому счёту ежедневные совещания и заседания, работа с документами, отчёты и планы — всё для него, обычного рядового гражданина. А надо ли это тому самому гражданину? Доходят ли до него все эти меры и директивы? И если доходят, то улучшают ли они качество жизни, которое стало притчей во языцех? Не на бумаге, на деле?
Рабочая поездка в Моздокский район, некогда слывший республиканской житницей, а ныне проблематичный до такой степени, что пришлось выделить его в отдельную программу социально-экономического развития и назначить отдельного вице-премьера из местных жителей, была инициирована Главой РСО-Алания Вячеславом Битаровым и превратилась в длительное совещание «на местах» с обширной повесткой дня. Из-за территориальной удалённости район, как отдельный ломоть североосетинского пирога: республиканское начальство заезжает нечасто, хотя, как оказалось, бюрократии там, где её можно избежать, достаточно. Битаров привёз с собой профильных министров, руководителей Комитетов и начал свой визит не с зала заседаний и даже не с осмотра строящихся объектов, а с посещения личного хозяйства супругов Алексея и Елены Тонкогубовых, проживающих в станице Павлодольская. Решение было абсолютно верным: от вида четырёх аккуратных теплиц, бережно закрытых плёнкой, от свежего запаха листвы саженцев помидоров и огурцов, от весёлого хруста журналистов, которым хозяева предложили попробовать пупырчатые ровные огурчики, настроение сразу пошло вверх. Приятно радовал глаз и дом: добротный, кирпичный, даже с теннисным столом под лексаном во дворе — значит, не умерло ещё село, можно работать и достойно жить.
— Хорошо у вас тут. И дом хороший, и даже теннисный стол имеется… — похвалил Вячеслав Битаров хозяина.
— Да, стоит. Вот только играть некогда.
Да, когда тут играть. Супруги вот уже почти два десятка лет занимаются выращиванием огурцов и помидоров на своём приусадебном участке в 15 соток. Начинали с маленьких грядок, ежедневными усилиями и потом расширялись, покупая соседние «планы». Сейчас имеют хорошие теплицы с отоплением и капельным орошением. За сезон снимают два урожая: первые огурчики уже «уехали» в Пятигорск на рынок, первые знаменитые моздокские помидоры поспеют недели через две. «Выгодно, если рано начинать, — отвечает на вопросы обступивших его журналистов Алексей. — А поэтому теплицы обязательно должны быть с отоплением».
Но, как выяснилось в разговоре с Вячеславом Битаровым, который опытным глазом сразу оценил весь труд человеческий, это самое отопление и стало большой головной болью. Дело в том, что пару лет назад контролёры от газового хозяйства участили свои проверки, причём часто с необоснованными требованиями. От станичников требовали обязательные проекты газоснабжения участков, не давая ни сроков на заказ, ни толковых разъяснений по претензиям. Рычаг один, но убедительный — отключим газ. И мало кого волновало, что рассада, которую холили и лелеяли, погибнет, а вместе с ней и будущий урожай. «Не все выдерживали таких угроз, прятались, двери не открывали, а потом просто бросали», — говорит Алексей. Глава республики незамедлительно даёт поручение руководителям района Геннадию Гугиеву и Олегу Яровому разобраться и карательными методами не отбивать у людей желание работать на земле.
Хотя их и так не много, желающих: молодёжь уезжает из села. На земле трудиться надо круглосуточно, что и делают Тонкогубовы. Не каждый справляется, даже две их дочери не поддержали пример родителей: уехали учиться в Кисловодск. Но всё же интерес у сельчан есть.
— Подходят, спрашивают, сколько денег надо, чтобы начать. Узнают, что не меньше 200 тысяч рублей только каркас теплицы поставить, разводят руками. А полностью теплица на полмиллиона потянет. Нет у людей денег, нет работы. Даже продавщица в магазине жалуется: вот вы, тепличники, закроетесь, и продавать товар будет некому.
— Но вы же нашли работу, построили дом, купили машину, студентов обучаете? — возражает Битаров и обращается к министру экономического развития Казбеку Томаеву. — Надо подумать, если гранты не деньгами давать, а теплицами, полностью её оборудовать и бери, работай. И наши промышленные предприятия, которые простаивают, получат заказы. Потом снова к Алексею: у других земли побольше, чем у вас. И то плачут, что работы нет. Мы специально приехали, чтобы другим показать: работая на приусадебном участке, можно достойно жить. И помочь таким, как вы, хотим.
С таким трудолюбием и таким опытом, который пришёл за 17 лет работы на земле, Тонкогубов уже знает всё. Агрономом стал, жизнь заставила. Но расширяться не спешит. Обстоятельно объясняет причину.
— Брать ещё землю, самому не успеть. Надо нанимать работников. Но как-то уже нанимали: делают долго, а то и просто спят. Да и опасно расширяться. Себестоимость моздокских овощей большая. Когда турецкие помидоры не возили, хорошая была торговля. Сейчас рынок заполонил Иран. Иранские помидоры и огурецы — 50–60 рублей за килограмм. Мои в два раза дороже. Люди понимают, что качество наших лучше, но берут, что подешевле.
Хотя пока Алексею грех жаловаться. На рынке в Пятигорске у него свои покупатели, уже проверенные контакты. А вот во Владикавказе такого нет: хоть в розницу торгуй или отдавай за бесценок. Вячеслав Битаров интересуется: большая себестоимость — это газ и электроэнергия. Так?
Получив утвердительный ответ, поручает Томаеву: посмотрите, чем можно помочь. Есть ли субсидии, чтобы снизить себестоимость и увеличить конкурентоспособность.
Но не только Иран и Турция создают конкуренцию. По разговорам овощеводов из Кабардино-Балкарии, там власти платят хорошие субсидии: они и от неурожаев защищены, и цену могут снизить.
Глава республики решает продолжить разговор через месяц и для этого пригласить всех, кто занимается или хочет заниматься сельским хозяйством. Поговорить предметно, с конкретными результатами. И позвать животноводов. 200 голов крупного рогатого скота на 1500 сельских дворов — никуда не годится. Определяют конкретную дату — каждый второй четверг месяца и сам Битаров, и многие министры будут работать в Моздоке.
Ну, а нынешний визит продолжается уже в здании администрации, где на одно из совещаний прибыли предприниматели. Присутствуют и генеральный директор Агентства развития Северной Осетии Павел Игнатьев, и уполномоченный по правам предпринимателей РСО-Алания Тимур Медоев. Обстановка деловая, но доверительная, без давления. Вопросы есть и у той, и другой стороны. Вячеслав Битаров интересуется, как строятся отношения с местной властью, содействует ли она в работе, доводятся ли меры поддержки, нет ли проблем из 90-х годов. Говорит о неравных условиях для сельхозпроизводителей. Известно, что в Моздокском районе 60 тысяч пахотных земель, и на 70% — низкая арендная плата — около 300 рублей за гектар в год. Кто-то же платит 2800 рублей в год. Те, кто платит столько, жалуются, что дорого. А ещё дорого подключаться к коммунальным сетям, затратно по времени ездить во Владикавказ за каждой «бумагой». Да и о мерах поддержки знают неточно, скорее, понаслышке.
У чиновников своя правда: меры поддержки есть, но представленные проекты имеют плохую проработку. Да и документы заполняются с ошибками — приходится всё переписывать. Вердикт — всецело помогать. Но есть и свои нарекания. «Пора прекратить заниматься фуражным зерном для спиртзаводов, — обращается к собравшимся Вячеслав Битаров. — Климат и почва позволяют выращивать продовольственную пшеницу и сдавать её на мельницу? Сколько надо мельниц? Пять–шесть?». Говорит о лизинге, где уплату процентной ставки республика берёт на себя, о грантах в размере 350 рублей мелким предпринимателям, до 70 млн рублей, крупным кооперациям. Понимание есть — моздокчане предлагают выровнять всем арендную плату до 1000 рублей за гектар. По-честному.
Есть проблемы и в нехватке специалистов, нет садоводов, обрезчиков. Тем не менее есть желание возродить былую славу района и в области садоводства. На днях из Крыма будут доставлены 27 тысяч кустов винограда. Поможет и Агентство развития: в районе сформированы восемь инвестиционных площадок суммарной площадью 62 гектара.
Всем миром возродить сельское хозяйство в районе — таков был посыл встречи. Поддерживать крестьян на личных подворьях, содействовать развитию крупных хозяйств. Меньше слов, больше дела. Есть достойные примеры, а значит, должны быть и последователи.
Тамара БУНТУРИ
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |