Из такой постановки вопроса хочется исходить, обращаясь к балету «Портрет Дориана Грея» на сцене филиала Мариинского театра «Государственного национального театра оперы и балета» во Владикавказе. Постановку осуществил молодой балетмейстер заслуженный работник культуры Валерий Суанов. Встреча с художественным руководителем театра народной артисткой РФ и Украины Ларисой Гергиевой — важный момент в сценической биографии В. Суанова, тем более, когда это сотрудничество определяет творческую судьбу как балетмейстера.
Л. Гергиева добивается, чтобы каждая новая постановка была современной и интересной зрителю. Зная силы и возможности Музыкального театра, художественный руководитель не боится рисковать, и риск оправдан, чему подтверждение — премьера балета «Портрет Дориана Грея» по мотивам известного одноимённого романа О. Уайльда. Валерий Суанов, как балетмейстер и автор либретто, своим спектаклем заявил, что он зрелый, самодостаточный постановщик музыкального спектакля. Балетмейстер хорошо знает этическую и эстетическую цену романа; понимает основную мысль О. Уайльда в этом романе, что красота — это грех, а грех приводит к преступлению.
Автор спектакля не стремится к полному воспроизведению в балете всех деталей литературного сюжета. Это не перевод романа на язык пластики, а самостоятельное сценическое произведение. Хореограф тяготеет к содержательной насыщенности. Героев влечёт друг ко другу, и взаимное влечение, призванное пронести их над пропастью, становится напряжённым, глубинным. В монологах и дуэтах, балетмейстер полно раскрывает свой режиссёрский талант. Стремление к содержательности заставляет его быть конкретным, искать точный рисунок хореографического язык.
Взяв за основу язык пластического танца, Суанов, как подлинный хореограф, вглядывается в жизнь, изучает выразительные движения человека в жизни и смело применяет их в своём пластическом языке. Композиция в его искусстве занимает важное место. Мастерски строит драматические сцены, начиная с дуэтов и кончая групповыми танцевальными картинами. Индивидуальная речь героев углублена прямым драматургическим столкновением. Монолог Дориана живёт не только в контрасте с танцами, но и в своём непосредственном трагедийном звучании.
Хореограф силён в искусстве образной композиции пластической речи. Оттого так ярки его дуэты во втором акте; по ясности близкие к словесным диалогам. Самобытный язык балетмейстера ставит перед актёрами новые задачи и В. Суанов выступает не только как талантливый балетмейстер, но и как тонкий и умный педагог, чтобы состав исполнителей доносил его замысел во всех его оттенках. Проявляет неистощимую выдумку в своей хореографии, увлекая за собой исполнителей.
Успех работы над балетом определяется в большей мере качеством музыки, т.к. музыка является хозяйкой балетного спектакля. Музыка и хореография воспринимаются в единстве и очень удачно использована балетмейстером музыка современных авторов. (А. Шнитке, М. Кабардоков. А. Коржановский). Музыка в спектакле большой выразительной силы, она пронизана трагизмом: смерть, старость. Изобразительность музыки сыграла для Суанова огромную роль. Замысел его тяготеет к живописно-изобразительным формам, фантазия отталкивается от конкретных мотивов. Именно на стыке конкретного мышления и условности балетного жанра возник язык свободной пластики, «беспуантной» хореографии, возможности которой в современном балете не раз блестяще доказаны.
Важнейшая роль в создании спектакля принадлежит сценографу и художнику по костюмам Варваре Евчук, вместе с постановщиком она трудилась над созданием яркого премьерного спектакля. Максимально свободная сцена, без лишних предметов. Холодный, мертвенно серый фон, огромные свисающие люстры и огромный портрет Дориана Грея — зеркало его духовной метаморфозы, — таковы декорации спектакля. Они хороши своим пониманием того, что внимание зала должно сосредоточиться на музыке и танцах. Художник стремится к максимальному соответствию с характером музыки, драматургии и замыслу постановщика. Костюмы созданы с большой выдумкой и знанием эпохи. Можно говорить об «открытии» актёров режиссёром-постановщиком, т.к. свой драматический талант показали танцовщики в этом спектакле, исполняя свои роли на уровне достижений балетного исполнительства.
Дарованию молодых актёров особенно близка образность пластического языка. Аслан Хугаев в роли Дориана Грея ощутил природу хореографии и сумел наполнить его живым дыханием. Темперамент и виртуозная техника исполнителя нашли достойное применение. Дориана Грея исполняет А. Хугаевв в манерно-изломанной пластике, в изнеженности картинно протянутых рук. Он, как положено самовлюблённому красавцу, тщательно обдумывает все позы и положения, тем самым показывая характер развратного и порочного юноши. Хугаев проводит партию с изумительной лёгкостью, с блеском, чувством меры и с глубокой искренностью.
Виолетта Магомедханова — Сибилла — с точностью выполняет задуманный балетмейстером рисунок роли. Она наделена обаянием юности. Её предельная искренность, любовная страсть переливаются в танец, прозрачный и чистый. Как хрусталь. Следуя за постановщиком, сочинившим полные психологизма танцы, Магомедханова и Хугаев думают о танце, и эта осмысленность делает достоверным создаваемые ими образы. Дуэты и монологи главных героев носят ярко выраженную танцами интонационную окраску.
То, что балет осуществлён осетинской труппой, коллективом, взращённом в республике, обладающей великолепным танцевальным фольклором, представляется особенно радостным. Спектакль впечатляет, имеет огромный успех у зрителя, чему подтверждение полные залы на всех премьерах. Постановка стала событием в культурной жизни не только РСО-А, но и театрального пространства Северного Кавказа.
Владимир ПИНОВ
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |