Транскам — моя жизнь
Арсен ДРЯЕВ
28 декабря известному практику, учёному, строителю Транскама, академику Российской Академии транспорта (РАТ) Левану Исмаиловичу Кортиеву исполняется 80 лет. Биография и вся сознательная жизнь этого поистине легендарного человека связана с большой транспортной артерией, сделавшей ближе единый осетинский народ, которую впоследствии назовут «Дорогой жизни».
И как я не старался просить его не сосредотачиваться в нашем с ним интервью только на этом, а рассказывать больше о себе, Леван Кортиев обозначил свой вклад в строительство Транскама, как одно из главных достижений своей жизни. Об этом и не только, накануне своего юбилея он с удовольствием поделился с редакцией нашей газеты.
— Леван Исмаилович, что Вам удалось сделать за вашу жизнь и чем по праву гордитесь?
— Из раннего я бы хотел сказать вот о чём. Я родился в с. Думанис Тетрицкаройского района Грузии. В этом районе было 12 осетинских, компактно проживающих сёл. В такой географической отдалённости от Осетии, близкой к турецкой границе, с разнородностью национального состава населения, отучился в восьмилетней школе, где дети обучались на русском и осетинском языках. Дальше в 9-10 классах я учился в Тбилиси, где изучал грузинский язык. После службы в армии (1958-1961 гг.) в Десантных войсках вернулся домой и узнал, что мою родную школу хотят перевести на грузинский язык. Мне это не совсем понравилось. Вместе со своим товарищем я поехал к министру образования Грузии. Мы простояли там полдня и нас всё-таки приняли, внимательно выслушали. В итоге мы добились своего, отстояв своё право учиться на родном языке.
— Что предопределило Ваш выбор профессии?
— Перед армией я успешно поступил в сельскохозяйственный институт, куда меня привёл мой отец. Но на этом я и «закончил» его. Вернувшись из армии, никого не поставив в известность, я поступаю в Грузинский политехнический институт на специальность «Автоматика и телемеханика». Тогда это было модно, и я пошёл «по ветру». На третьем курсе я понял, что это не моё и перевёлся на специальность «Мосты и тоннели», мечтая о том, что сегодня-завтра будет строиться дорога в Северную Осетию. К тому времени, как я поменял специальность, я уже бывал в Цхинвале, Джаве и мне было интересно, что это за дорога, которая не может пробиться на Север. Будучи студентом, я со своим другом Ушангом Тигишвили начал собирать материалы об этой дороге. Оказывается, у неё уже была двухвековая история.
— Расскажите, пожалуйста, о своей трудовой деятельности после окончания вуза?
— В моём дипломе была отметка об особой высокой подготовленности, что давало мне возможность на определённые привилегии. По распределению я попал в Цхинвал в ДРСУ-13, где встретил своего вузовского преподавателя Умара Кочиева. Он повёл меня в областной дорожный отдел, где мне предложили стать главным инженером на одном из четырёх участков. Естественно, я выбрал Джавский район, самый сложный и суровый район Южной Осетии. К моменту окончания вуза я уже накопил неплохой опыт в строительстве мостов и тоннелей в подразделениях мостостроительной организации, подчинявшихся Министерству транспортного строительства СССР. Довелось поработать и в Тбилисском метрополитене. Тбилисский опыт мне, конечно, очень хорошо помог и я без проблем начал работать.
— Главной стройкой для Вас стал Транскам…
— Проработав четыре года на этом участке, меня выдвинули на должность заместителя председателя райисполкома Джавского района. Как раз в это время туда приезжали проектировщики будущей дороги. Я их курировал, помогал им в силу своих служебных обязанностей. До руководства строительных организаций я довёл информацию о своём желании работать вместе с ними. Таким образом меня взяли начальником Южного участка Транскама, где я начал трудиться с нуля. Секретарь райисполкома меня не хотел отпускать, но я настоял на своём. Конечно же, было много трудностей. Как бы то ни было, участок дороги от посёлка Хвце до Южного портала Рокского тоннеля строился как положено.
— Какие чувства Вы испытывали, когда завершилось строительство Траскама и произошла сбойка в тоннеле?
— Во всей этой большой стройке на Кавказе самым главным моментом была, конечно же, сбойка тоннеля. Дорога прокладывалась без особых проблем, но самым главным и ожидаемым было завершение сбойки. Здесь были определённые проблемы, но после вмешательства Первого секретаря Северо-Осетинского Обкома КПСС Билара Кабалоева дело пошло быстрее. По моему предложению был открыт штаб строительства Транскама, что положило начало наведения порядка на участках прокладки тоннеля.
Руководителем республики была поставлена задача, чтобы сбой организовали к октябрьским праздникам 1982 года. По тем темпам, что проходили тбилисские метростроители, этой мечте не суждено было осуществиться и тогда привлекли организацию «Автодор» под руководством Бориса Теблоева.
С их приходом скорость проходки возросла в три раза и в месяц они проходили 100-120 погонных метров. Они настолько серьёзно и патриотически подошли к решению поставленной задачи, что выполнили поручение на четыре дня раньше намеченного срока. В два часа ночи 4 ноября 1981 года наконец-то свершилось долгожданное событие. Эта была огромная радость всего осетинского народа, чувства были непередаваемые. Это был настоящий праздник.
Неофициальное открытие дороги состоялось в 1984 году, а полноценное движение для всех видов транспорта началось спустя два года. К этому времени был проведён большой объём работ по подготовке полноценных поездок. К сожалению, и сегодня Траскам не доведён ещё «до ума», имеется много нерешённых проблем и по нему небезопасно ездить круглогодично. В то же время приятно наблюдать как ведутся работы по строительству противолавинных галерей, расширению и защиты дорожного полотна. Радует и то, что несколько лет назад была проведена масштабная реконструкция Рокского тоннеля. Обеспечение безопасности движения по «дороге жизни» — очень важная задача.
— Леван Исмаилович, на протяжении уже долгих лет Вы работаете в СКГМИ, как решили стать педагогом?
— Будучи кандидатом наук, уже в Северной Осетии я занимался строительными делами. Мой большой друг, в бытность деканом строительного факультета Георгий Касаев, предложил мне совмещать трудовую деятельность с научной. Таким образом, я начал работать с молодёжью на кафедре начертательной геометрии и черчения.
— У Вас очень много научных трудов. Чему они посвящены?
— Есть же такая поговорка — у кого что болит, о том и говорит (смеётся). В СКГМИ была организована кафедра по безопасности дорожного движения. Руководить её предложили мне, я с удовольствием согласился. К тому времени у меня были научные публикации соответствующей тематики. До организации этой кафедры я работал главным инженером Зарамагских ГЭС, где есть сложнейшие сооружения. Соответственно, вникал в суть профессиональных вопросов. В свете этого хочу сказать, что мои научные труды посвящены обеспечению безопасности на горных дорогах. Есть публикации, монографии и статьи системы SCOPUS. Самый дорогой для меня научный труд называется «Трнаскам». Это вся моя жизнь. В Роспатент мною подавались заявки на противолавинные сооружения. Некоторые из них были применены на практике. В 2019 году группа учёных НОЦ по безопасности дорожного движения под моим руководством выиграла международный грант РФФИ и Минобрнауки РЮО.
— Долгие годы Вы работаете над тем, чтобы создать музей Транскама.
— Не только это. В 1960 году при проектировании дороги ленинградскими инженерами в местности Средний Рук случилось ДТП, погибли четыре человека. Люди отдали свои жизни за дорогу. С тех пор стоит вопрос о строительстве им памятника. Что касаемо вопроса организации музея, то эта история длится ещё со времён Билара Кабалоева. На сегодняшний день я собрал богатейший исторический материал, который хочу выставить на показ комиссии, для того чтобы получить возможность размещения этих материалов в фондах Национального музея. Соответствующее обращение мною отправлено на имя Главы Северной Осети Вячеслава Битарова, который поручил проработать этот вопрос вице-премьеру правительства и министерству культуры.
На сегодняшний день все материалы расположены в одном из корпусов СКГМИ, за что я благодарен ректору вуза Юрию Дмитраку. Но мне всё же хочется, чтобы всё, что связано с Транскамом, было доступно более широкому кругу людей.
— О чём вы мечтаете?
— Мечтаю завершить всё задуманное мною и работать вместе с молодёжью, передавая ей весь свой опыт на благо нашей республики и страны.
Историческая справка
В 1989 году Леван Кортиев — председатель строительного кооператива «Качество». В 1988 году защитил диссертацию кандидата технических наук в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта. В 1992 году приглашён совместителем на должность ассистента кафедры Начертательной геометрии и черчения. В 1995-2001 гг. — главный инженер дирекции Зарамагских ГЭС. 2001-2014 — заведующий кафедрой организации и безопасности дорожного движения СКГМИ (ГТУ). С 2014 по июнь 2019 года — профессор кафедры ОБДД.
В 2016 году принят членом Российской Академии Транспорта. С июля 2019 г. по настоящее время — и.о. зав. кафедрой АД и ТП. За время трудовой деятельности опубликовал более 100 научных публикаций и 10 изобретений по научному направлению. Опубликовал монографии о Транскаме в Тбилиси в 1981 г., в Цхинвале — 1983 г., в Орджоникидзе — 1984 г., во Владикавказе — 2001 г., в СКГМИ — 2016 г. в Ростове-на-Дону — 2005. В 2010 году за работу на Транскаме награждён «Орденом почёта» РЮО и медалью «Во Славу Осетии» РСО-А. В 2016 году присвоено звание «Заслуженный деятель науки» РЮО. В 2009 награждён народным знаком «200-летия транспортного образования».
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |