Каждая картина написана с натуры. Наши Северо-Кавказские края богаты красками. Эту разнообразную палитру цветов удалось запечатлеть автору в своих работах. Некоторые посетители выставки, увидев яркие солнечные тёплые краски и цветы на полотнах Натальи, отмечали, что лето в этом году пришло во Владикавказ несколько раньше своего календарного срока. На выставке представлены работы в разной технике. Но в основном Наталья Козаева работает акварелью. В её работах и величественные розы, и простой букет весеннего разнотравья получают вторую жизнь. Чтобы выразить в акварелях такое буйство красок природы, надо в каждом цветке увидеть прекрасное и, поймав нужный момент, сделать его темой своего произведения.
Разрешите теперь представить хозяйку этого цветочного богатства: Наталья Козаева — уроженка Тбилиси. В начале 1990-х годов, когда Наташе было всего лет шесть, семья переехала во Владикавказ. В 2005 году она закончила СКГМИ по специальности «Архитектура». После окончания работала в мастерской известного в республике архитектора Руслана Аликова, одного из своих преподавателей в институте. Он, кстати говоря, и помог Наталье с организацией выставки.
— Наташа, а как началась дружба именно с рисунком?
— В процессе учёбы на архитектурном факультете, со второго по четвёртый курс, очень много времени уделялось композиции и рисунку, который должен был пригодиться позже. Акцент делался на натюрморт, но я его выполняла не только в классическом, но и в цветочном плане. Начала писать отдельные цветы, букеты, а далее и целые цветочные композиции.
— И все в технике акварели?
— Да, большей частью, хотя у меня есть ряд рисунков просто в карандаше. Тоже интересная техника, когда надо выделить тонкие детали цветка или всей композиции.
— А если мы продолжим фразу — акварель это…
— Это чистый цвет, особая прозрачность, мягкое проникновение одного цвета в другой, неисчерпаемое богатство тонов и полутонов. Знаете, когда я решила посвятить себя рисункам цветов, пришла к выводу, что буду работать именно акварелью. Ведь акварель мягко подсказывает, как и что изобразить, как создавать произведение. Вроде всё на первый взгляд ясно: замысел, набросок, рисунок. Но в акварели последний этап самый ответственный. Тут не сотрёшь ошибку, не наложишь другой слой краски. Здесь надо всё просчитать с самого начала и строго двигаться до конца.
— Я посмотрел Ваши работы, каждая хороша по-своему. Но почему только 44 экспоната?
— Сказать честно, не хватило площади, отведённой под экспозицию. Но с другой стороны — переизбыток тоже вреден.
— Смотря на выставленные работы, возникает вопрос о помощниках. Кто помог Вам с премьерой и почему экспозиция развёрнута именно в Музее истории города?
— Я очень благодарна за ту реальную помощь, которую мне оказали мои педагоги Руслан Аликов и Лариса Павлова. Они давали советы, какой материал отобрать для выставки, как правильно развесить картины, чтобы они лучше смотрелись. Мне, новичку в выставочном деле, каждый совет был полезен. А у заведующей Музея истории Елены Габоевой давние добрые отношения с кафедрой архитектуры СКГМИ (ГТУ). Она всегда рада предоставить музейные площади молодым художникам и дизайнерам. Поэтому, где выставляться, вопрос, решённый даже на дальнюю перспективу.
— Часто утверждают, что художник имеет право отображать окружающий мир таким, каким он сам его видит. Должен ли он придерживаться принципа отображения уже созданного до него в тех формах и красках, в которых этот объект существует?
— К вашему вопросу я добавлю лишь одно предложение: «Красота — в естестве». Например, когда я рисовала ноготки, то они оказались хороши, даже чуть увядшие, но всё равно напоминали мир солнца своей жёлто-оранжевой окраской. Получался букет маленьких солнышек. А если бы я начала фантазировать, создавая какие-то непонятные цветы красного или синего цвета? Нет, у каждого цветка должна быть своя естественная окраска.
— Рассматривая акварели, я заметил оригинальные подписи к каждой из них. Это так специально задумано?
— Знаете, захотелось подать каждый акварельный рисунок с оригинальным названием, которое бы запомнилось подольше. Это название будет вспоминаться, когда на глаза снова попадутся эти цветы. Придумывали мои преподаватели, и друзья, знакомые. Названий набралось столько много, что хватит и на будущие работы. К примеру, букет тёмно-фиолетовых георгин — «Сны земные», хризантемы — «Золотые сны», маленькие фиалки — «Ночные феи», жёлтые ромашки — «Яркий сноп огня», а букет тюльпанов — «Дух пряный марта», чайные розы — «Розовое нежное утро»…
— А букет огненно-красных роз — «Благоухающий рубин»? Мне очень понравилась акварель с полевыми цветами — «Краткий миг красоты». Ну, а какой Ваш любимый цветок, среди такого богатства трудно найти один?
— Совсем не трудно. Георгин. У этих цветов самые различные формы, но они ещё выигрывают за счёт величины достаточно крупных соцветий. По форме они напоминают и свёрнутые конусом кулечки, с тёмной серединкой, и остроконечные звёзды, и оригинальные шары. По легендам георгин вырос на месте угасающего костра. Ещё в империи ацтеков красные георгины заменяли в ритуалах солнце, а воины носили цветки как амулет на своих щитах и одеждах, считая, что они придают силу и храбрость. В Японии георгин — символ величия. Его преподносят в знак уважения и дружбы. А в Мексике это национальный цветок.
— Позвольте в заключении сделать Вам комплимент за красивую выставку. Но я знаю, что цветы, это не единственная тема, которой Вы посвящаете акварели. У Вас довольно много рисунков старых архитектурных объектов нашего города?
— Да, но я не буду опережать события. Меня уже давно привлекают уголки старого города, вернее то, что от них осталось. Они для меня интересны как для архитектора, так и для художника. У меня много рисунков о нашем парке. Люблю иногда приходить сюда на этюды. Рисуешь, а в ушах звучит мелодия песни «Я люблю тебя, мой старый парк, столько связано с тобою».
— Разговор получился интересный. Надеюсь получить приглашение на следующую выставку.
— Обязательно. Только наберитесь терпения. Как известно, устраивать выставки каждый год трудно.
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |