Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
Публикации

В погоню за… трамваем или Владикавказцы – за экологически чистый транспорт

Вначале было колесо…

Приспособление, которое стала точкой отсчёта и мощным толчком в развитии всей техники. Более пяти тысяч лет назад оно сделало свой первый круг и вращается до сих пор, воплощаясь в жизнь в новых образах. Долгие годы человек мечтал о коврах-самолётах и сапогах-скороходах. На преодоление расстояний между городами уходили недели и месяцы.

Сегодня оказаться на другом краю света за несколько часов не сказка, а быль, использовать лошадиную силу, спрятанную под капотом машины обычное дело, только вот в погоне за своей мечтой человечество перестало заботиться о мире, в котором начинало когда- то жить. Наряду с возможностями появились и последствия – «подарки» прогресса. Рост давления человеческой деятельности на экологию уже привёл к тому, что во многих городах люди привыкли видеть, чем дышат. Результаты загрязнения городского воздуха тем же транспортом не заставили себя ждать: кривая роста заболеваемости в городах идёт параллельно кривой роста автопарка.

По данным Воронежского государственного университета, ежегодно в окружающую среду среднестатистического российского города автомобилями выбрасывается около 2 млн тонн отходов, многие из которых крайне токсичны для человека. В среднем, при пробеге 15 тыс. км за год, автомобиль сжигает 2 тонны топлива и 30 тонн воздуха, в том числе 4,5 тонны кислорода. В атмосферу выбрасывается 700 кг угарного газа, 400 кг диоксида азота, 230 кг углеводородов.

Выхлопные газы автомобиля тяжелее воздуха, поэтому все они скапливаются у земли. Ребёнок, сидящий в коляске на тротуаре улицы с большим движением транспорта, вдыхает гораздо больше токсичного воздуха, чем гуляющие с ним взрослые. Утро многих горожан начинается со звука включаемых двигателей и запаха отработанных газов. Выброс загрязнителей при прогреве машины, особенно зимой, значительно выше, чем при её движении по двору. Отработанные газы в опасных концентрациях распространяются до третьего-четвёртого этажа. Дополняют картину автобусы и маршрутные такси.

Исследованиями установлено, что заболеваемость населения различными болезнями напрямую связана с расстоянием от места жительства до автодорог. В частности, из случайной выборки заболевших бронхиальной астмой свыше 65% проживали не далее 100 метров от магистралей.

Электротранспорт – здоровая альтернатива

Европа переживает возрождение таких видов общественного электротранспорта, как трамвай и троллейбус. Смог, пробки, дефицит места для парковки делают и трамвай, и троллейбус очень привлекательным способом передвижения. Их основными преимуществами являются более высокая производительность и экологичность, то есть полное отсутствие выхлопных газов, которые способны отравить атмосферу даже самого зелёного города в мире.

Трамвай как вид общественного транспорта появился в XIX веке, когда стали быстро разрастаться города, и перевозка пассажиров и грузов стала особенно актуальной. В Европе электрический трамвай появился в 1881 году. Его создал немецкий инженер Эрнст Вернер фон Сименс. В России первый трамвай, построенный инженером Струевым, стал на рельсы в Киеве в 1892 году. Жители Москвы узнали о нём лишь в 1899 году.

Подарив миру трамвай, уже через пару лет его создатель Сименс делает новое открытие – троллейбус. В России инженер Шуберский предложил проект троллейбусной линии Новороссийск – Сухум ещё в 1904-1905 годах. Несмотря на глубокую проработку проекта, он так и не был осуществлён. Первая троллейбусная линия была построена лишь в 1933 году в Москве. Что касается Владикавказа, то свою историю трамвай начал исчислять более 100 лет назад, а если быть точнее – 6 августа 1904 года. Именно в этот день, как писали тогда «Терские ведомости», при огромном стечении граждан, под перезвон церковных колоколов «чудо-арба» выехала из депо, пересекла специально выстроенный для неё мост и двинулась по маршруту.

До недавних времён трамвай считался визитной карточкой столицы Северной Осетии. Гости нашего города с большой теплотой отзывались об этом виде электротранспорта, ставшем неотъемлемой частью городской инфраструктуры. Троллейбусы появились во Владикавказе намного позднее, в 1977 году, хотя устройство троллейбусных линий планировалось ещё в довоенные годы. Воплотить эти планы в жизнь помешала Великая Отечественная война.

Ломать – дело нехитрое

В своё время в нашей стране разрабатывались комплексные транспортные схемы, в которых на научной основе рассчитывалась и закреплялась единая сеть маршрутов всех видов пассажирского транспорта. В 80-е годы прошлого столетия специалисты из городов США, почти полностью утративших свои системы общественного транспорта, приезжали в СССР перенимать опыт централизованного планирования этих систем. Особое место в последних занимал электротранспорт. Однако в 1991 году городской общественный транспорт в стране вдруг признали малозначительным. Единая система общественного транспорта была разрушена в течение нескольких лет. Отсутствие федеральных программ развития и соответствующего контроля привело к тому, что в большинстве городов РФ объём перевозок электротранспортом снизился более чем на 70%.

К сожалению, в этот список попал и Владикавказ. Сегодня ущербной «визитной карточкой» столицы Северной Осетии являются маршрутное такси и разрозненный, нескоординированный набор маршрутов, с непонятным временем отправления и следования, максимальным наполнением салонов в часы пик и «гонками» на улицах.

В конце декабря 2011 года депутатами Городской думы на 28 сессии Собрания представителей г. Владикавказа был утверждён проект оптимизации маршрутной сети. Он предполагает сокращение количества маршрутов, поэтапную замену автобусов «ГАЗель», выезжающих сегодня на линию в количестве 1 300 (по официальным данным), на 437 автобусов типа «Хёндай». А также – использование системы «ГЛОНАСС», позволяющей вести наблюдение за передвижением транспорта и работой водителей.

Не дадим исчезнуть «паровозику»

Как рассказал нам начальник управления транспортом и организацией дорожного движения АМС г. Владикавказа Мурат Газданов, на сегодняшний день трамвайно-троллейбусное управление города проходит процедуру банкротства, так как его кредиторская задолженность составила свыше 150 млн рублей.

Однако в течение последних лет за «жизнь» трамвая «борется» городская власть. Обновление парка пусть и не новыми, но вполне «шустрыми» вагонами из Германии, ремонт трамвайных рельсов на двух участках уже дают уверенность, что этот вид транспорта не станет достоянием лишь истории. Имеющиеся в наличии трамваи оснащены вышеуказанной системой «ГЛОНАСС». Подобный контроль будет способствовать улучшению работы трамваев, установлению точного графика следования, а самое главное – у горожан по-прежнему будет возможность пользоваться экологически чистым способом передвижения.

Нашёл защиту и поддержку трамвай и в лице самих жителей:

Инвета Хадикова, педагог:

– Для меня трамвай – это чудесное воспоминание из детства, когда поездка на нём казалась маленьким путешествием. Мне нравилось сидеть у окна, когда он набирал ход и меня раскачивало. Главное достоинство трамвая – его экологичность. Кого-то, наверное, устраивает, что дороги Владикавказа испещрены всевозможными маршрутами с «чихающими», старыми маршрутками, загрязняющими наш воздух не меньше заводов. Экономический кризис по сравнению с экологическим – детский лепет.

Моё предложение – трамвай надо развивать, охватывать и опутывать трамвайными путями все городские районы, прокладывать новые скоростные рельсы, заменять старые вагоны, сделать его движение более динамичным. Тогда, уверяю вас, любой человек предпочтёт проехать «с ветерком» на трамвае, чем на полусогнутых ногах втискиваться в эти «маршрутки-развалюшки». Да и на дорогах порядка больше будет.

Заур Кантемиров, инженер:

– На сегодня трамвай – наиболее доступный для большинства вид транспорта и при этом самый экологически чистый. Кстати, на Урале производят прекрасные трамваи «СПЕКТР» и нет нужды закупать б/у за границей.

Ольга Ткаченко, студентка:

– Трамвай – это как минимум для людей с душой. Люблю этот вид транспорта жарким летом, когда ты едешь по проспекту и выходишь около парка. Люди, вы живёте в самом прекрасном городе и трамвай одно из воплощений его истинной души...

Эльбрус Кайтуков, врач:

– Общественный транспорт почти везде в одинаковом состоянии, спасибо и за такой. Но, если пенсионеры не платят за проезд в трамвае, может, стоит хоть пару рублей прибавить за проезд для всех остальных. Раз мы хотим сохранить для себя этот вид транспорта, значит, должны понимать необходимость увеличения тарифов за проезд. На мой взгляд, маршруты нашего трамвая устарели, сейчас это экскурсия по центральным улицам города с обязательным посещением его изюминки – проспекта Мира, и то хорошо. Не дадим исчезнуть нашему паровозику…

Света Агасиева, библиотекарь:

– Самый большой минус трамвая – его уязвимость. Ты совершенно не уверен, что доедешь до нужного тебе места, что он (трамвай) не изменит маршрут, что не остановится из-за поломки на путях. Много раз пришлось испытать это на себе, поэтому уже не рассматриваю его как основной вид транспорта. Хотя есть, конечно, и весомые плюсы – экологичность, безопасность, дешевизна проезда. В последнее время составы стали намного чище и новее – это радует! Мне бы не хотелось, чтобы этот вид транспорта исчезал – серьёзной альтернативы ему не вижу.

Есть большая надежда, что на улицах города скоро вновь начнут колесить и троллейбусы. Со слов Мурата Газданова, уже сейчас идут переговоры по проектированию и реконструкции контактной сети, приобретению новых единиц этого транспорта.

– В бюджете города на эти цели денег нет, но это не значит, что нужно сидеть сложа руки. Мы стараемся изыскивать новые пути подхода к этой проблеме, привлекаем партнёров, сегодня таковым для нас является ЗАО «ТРОЛЗА». Благодаря этому сотрудничеству, уже в ближайшем будущем во Владикавказ приедут специалисты данного завода для проектирования новой контактной сети, старая же, в виде лома, пойдёт на переработку. Последней будет заниматься предприятие, выпускающее данную продукцию. По договорённости, отправленный лом станет частью оплаты за новую сеть. Возможность реализовать задуманное даёт и участие в федеральных программах по экологии – уточняет Газданов.

Весь мир в гору, а мы, как всегда…

Мы бы хотели указать ещё одну причину, по которой взялись за перо. Таковой является письмо жителей улиц Леваневского и Калоева североосетинской столицы, направленное на имя Главы муниципального образования г. Владикавказа Б. Икоевой. В своём обращении они просили отменить движение трамвая на участке-петле: Калинина – Калоева – пр. Коста – Леваневского, заменив его на автобусное. «Наше обращение не каприз, а насущная необходимость – трамвай проходит слишком близко от наших домов, постепенно разрушая их». Безусловно, тревогу людей за свою жилплощадь понять можно, но только у медали есть и другая сторона. Вот что на это нам ответил заместитель руководителя трамвайно-троллейбусного управления Сергей Адцеев:

– По мнению авторов письма, целесообразней будет заменить маршруты трамвая №7 и 8 на муниципальный автобус. «Закатать» уже проложенные трамвайные пути в асфальт и дать возможность автомобилям и здесь загрязнять окружающую среду выхлопными газами, а любителям быстрой езды проверять узкие, как считают сами жители, улицы на прочность, тем самым подвергая опасности проживающих там детей и стариков.

Их ссылки на то, что не выдерживается минимальное расстояние от оси трамвайного пути до жилых строений, не обосновано, так как проектирование и строительство трамвайных путей проводилось в строгом соответствии действующими на тот момент строительными нормами. Вероятнее всего, частные дома с различными пристройками, возводившиеся в последующие годы, строились с нарушениями.

«Петля», о которой пишут жители, как о не нужной, крайне необходима предприятию для улучшения организации движения. Она используется в качестве разворотного кольца при сбоях в движении трамваев. При закрытии этого участка буксировка неисправных или аварийных вагонов будет производиться либо через весь город, либо через район «Бама», с непроизводительными затратами электроэнергии (движение без пассажиров двух вагонов на значительное расстояние, мимо ожидающих транспорт людей). Кроме того, что делать с жителями таких улиц, как Гугкаева, проспект Коста, Зои Космодемьянской, Малиева, которые пользуются этим транспортом и уже не первый раз ходатайствуют об увеличение количества трамваев на данном участке.

Мировой опыт показывает, что электрический транспорт во многих городах переживает второе рождение. Сейчас в развитых странах новые трамвайные линии открываются ежегодно, особенно в Европе и США. Япония и Китай, страны с очень большой плотностью населения, тоже обнаружили для себя перспективность рельсового транспорта, поэтому их города-гиганты или уже являются крупными трамвайными центрами, или станут таковыми в ближайшие годы. Швейцарцы очень бережно относятся к окружающей среде. А так как трамвай не загрязняет воздух, то он в большом почёте в этой стране. В Цюрихе, трамваем осуществляется перевозка более чем 60% пассажиров в день. Не сильно отстала и Женева – 30% пассажиропотока проходит через трамвайные остановки.

Во многих государствах обычные трамвайные маршруты пользуются популярностью у туристов и рекомендуются, как наилучший способ осмотреть самые интересные достопримечательности, при этом их улицы бывают намного уже наших. Возьмём, к примеру, Прагу. Здесь трамвай проходит не только во всём историческом центре, на расстояниях менее 1 метра от стен старинных зданий, но даже сквозь них – через арки, и население не требует, чтобы последний был заменён автобусом. Живёт и развивается электротранспорт и в соседних городах, таких, как, например, Нальчик и Пятигорск – закончил Сергей Петрович.

На прошлой неделе треть Владикавказа из-за замыкания трансформатора на центральном пункте распределения по ул. Пашковского осталась без электроснабжения. Свою жизнедеятельность по объективным причинам на время прекратил и трамвай. Его отсутствие на маршрутах внесло большие коррективы в привычную жизнь горожан. Возмущение последних ещё раз подтвердило, что трамвай для многих по-прежнему является основным средством передвижения.

От редакции:

На данный момент вопрос, касающийся движения трамвая на участке-петле Калинина – Калоева – пр. Коста – Леваневского, остаётся открытым и, как нам стало известно, рассматривается уже на уровне не города, а республики. Каков будет вердикт, покажет время. Будем надеяться, что он не добавит в нашу загазованность новую порцию выхлопных газов.

Всех желающих обсудить эту тему приглашаем к диалогу.

Оксана БАДТИЕВА

РегионыВладикавказ и Северная Осетия-Алания
Print
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Категории: АктуальноКоличество просмотров: 855

Теги: Новейшая ИсторияГородской транспорт

Суперадминистратор сайтаСуперадминистратор сайта

Другие объявления Суперадминистратор сайта

Обратная связь

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
«Май 2020»
ПнВтСрЧтПтСбВс
27282930123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
1234567

Архив

Фильтр материалов по регионам

150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2020
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»