Каждая фамилия, село, республика и даже страна всегда гордятся лучшими своими людьми. Теми, которые прославились в труде, спорте, искусстве. На них равняются другие представители фамилии, рода, села, с них берут пример младшие, ими гордятся. Для нашей небольшой фамилии таким примером является артист кино, телевидения и радио, заслуженный артист России Вадим Борисович Бероев. В 2012 году ему бы исполнилось 75 лет.
С Вадимом Бероевым я встречался очень часто, может, даже чаще, чем другие, более близкие ему Бероевы. В 60-80-e годы, работая руководителем профсоюзного туризма Северной Осетии и занимаясь научно-исследовательской работой, я бывал в Москве и всякий раз встречался со своим уже тогда прославленным родственником Вадимом Бероевым. И дома у него, и на работе – в театре Моссовета – меня уже знали по голосу.
Сначала о родителях Вадима. Это была дружная семья: отец Вадима Борис Борисович – обычный сельский парень – отличался трудолюбием, работал и успевал учиться успешно. После окончания средней школы он поступает на естественное отделение педагогического института во Владикавказе. Но будущая работа учителем его особо не привлекала, и он решает перейти в медицинский институт.
Жена его, Зинаида Карафа-Корбут, приехала во Владикавказ в 1923 году в числе польских переселенцев. Родом она была из Вильно. В поисках лучшего места её семья остановила свой выбор именно на Терской области, которая в то время приютила многих иностранцев. Владикавказ уже тогда был многонациональным городом. Попавшие сюда иностранцы находили места для трудовой деятельности во всех сферах, молодёжь стремилась к учёбе. Именно в таких условиях Зинаида Карафа-Корбут оканчивает гимназию и сразу же поступает в политехнический институт.
В те славные годы перед обществом стояло много проблем. Одна из них – нехватка учителей на селе, а поэтому власти обратились ко всем студентам тогдашних вузов с призывом помочь селу. Зинаида Корбут становится заведующей сельской школой в с. Хумалаг, где знакомится со своим будущим мужем. Вскоре молодые супруги уехали в Среднюю Азию, где Борис Борисович продолжил учёбу. Зинаида Корбут в 1932 году поступила на учёбу в Ташкентский высший педагогический институт. Здесь в городе Шихризайне у них родился сын Вадим.
Началась Великая Отечественная война. Борис Борисович, уже с дипломом врача, служит начальником санитарного дивизиона в дивизии прославленного генерала И.А. Плиева. Затем серьёзное ранение, награждение орденом Красной Звезды, госпиталь... Узнав о его ранении, старший брат Бориса – Андрей – едет в Среднюю Азию. Ищет семью брата и всех перевозит в Северную Осетию. Сюда же после госпиталя возвращается Борис Борисович, долечивается.
Опытного и трудолюбивого врача Б.Б. Бероева назначают заведующим горздравотделом Владикавказа, предоставляют квартиру, а Вадим Бероев становится учеником 1-го класса средней школы №6, на улице Маркова. Отсюда семья Бероевых переселяется в город Львов, где Борис Борисович продолжает работу в медицине, Зинаида Корбут – в народном образовании. Но львовская жизнь была недолгой. Здесь во время перестрелки убивают сестру Вадима, которая недавно окончившую вуз по специальности инженера-геолога, а поэтому – новый переезд, в город Алушту в Крыму. Здесь Борис Борисович работает главным врачом крупного санатория, а его супруга – художественным руководителем самодеятельности. Вадим частый гость занятий самодеятельности, помогает маме, пробует исполнять небольшие роли, поёт, увлекается театром.
После окончания средней школы в Алуште молодой человек решает поступить в ГИТИС. Был неимоверный конкурс. В тот год было подано 2 000 заявлений, а принимали всего 20 человек. Вадим оказался счастливчиком и стал студентом ГИТИСа сразу. С начала учёбы он в водовороте массы различных спектаклей, радио- и телепередач, летом на каникулах в Алуште.
В студенческие годы судьба сводит Вадима с актрисой Эльвирой Бруновской, у них рождается дочь Ляля (Елена) Бероева. С 1958 года Вадим Бероев и Эльвира Бруновская работают у знаменитого Завадского в театре им. Моссовета. Оба молодых актёра брались за всё, что им поручали, при этом не стеснялись учиться, вовремя устраняли замечания. Их звали в кино, на телевидение, и они везде успевали, имели успех, о них начали писать в газетах, сообщать по радио.
Первая заметная роль Вадима – Маяковский. Он долго работал, искал свои краски для образа этого знаменитого поэта. И получилось, критики отозвались по-доброму, хвалили. Затем были роли в фильмах «Самолёты не приземлились», «Наш дом», в телеспектаклях «Телефонистка», «Сейдейбели», «Неотосланные письма»... Но знаменитым и любимым в народе он стал после фильма «Майор Вихрь» (сценарий Ю. Семёнова, режиссёр Е. Ташков). По мнению специалистов кино и критиков, «Майор Вихрь» вошёл в золотой фонд советского кино. Фильмы военной тематики всегда были в центре внимания кинозрителей, их часто прокручивали в кинотеатрах, по телевидению, к ним было особое отношение, как у детей, так и у людей старшего поколения. Рассказывают, что после просмотра фильма «Майор Вихрь» Юрий Гагарин решил познакомиться с Вадимом Бероевым, пришёл в театр и после просмотра спектакля сфотографировался с ним и Эльвирой Бруновской.
Вадим Бероев не отказывался от ролей в кинофильмах, но оставался, прежде всего, актёром театральным. Главный режиссёр театра им. Моссовета в небольшой книге «Молодые артисты театра» писал о Вадиме как о подающем надежды артисте из среднего поколения. При этом Юрий Завадский ссылался на спектакли, в которых Вадим показал себя как крупный деятель сцены: «Ленинградский проспект», «Странная миссис Сэвидж» и т.д.
Вершиной театральной славы Вадима критики и он сам называли роль в спектакле по произведению М.Ю. Лермонтова «Маскарад», немного поздней роль в пьесе Л. Малючина «Жизнь Сент-Экзюпери», где рядом играли такие звёзды театра, как Р. Плятт, С. Бирман, Т. Бестаева, З. Цахилова. Примечательно, что Вадим Бероев поработал в театре немногим более десятка лет, но за это время он создал много образов, некоторые из которых стали классикой жанра.
Моё знакомство с земляком, да к тому же родственником, состоялось на его новой квартире по улице Живописной, 25, куда я приехал с другом из Армении, большим поклонником театра и кино. Только что полученная квартира была ещё без мебели, не было даже стульев, но мы произнесли несколько тостов за новую квартиру, за тех, кто в ней будет жить, за их здоровье и благополучие. Я, конечно, записал телефоны Вадима – квартирный и служебный, телефон его супруги Розы, и в дальнейшем, бывая в Москве, непременно звонил. Основная цель была попасть на его спектакли. С билетами в театр им. Моссовета всегда была проблема, на спектакли же с участием Вадима Бероева – проблема особая. Всякий раз он находил мне (иногда и моим друзьям) билеты, в крайнем случае, проблему решали приставными стульями. Приятно было привозить Вадиму гостинцы из Осетии: он очень любил шерстяные носки, которые к каждой зиме вязала моя мама из бараньей шерсти, – московская квартира не отличалась особой теплотой. Любил он и осетинский чурек, а поэтому всякий раз я просил маму приготовить мне два-три овальных чурека для него. Несколько раз привозил ему трёхлитровые баллоны горского пива.
...Так получилось, что я был в Москве, когда Вадим Бероев умер. Гроб с его телом установили в фойе театра, траурный митинг вёл Ю. Завадский. Пришли все мои друзья и московские Бероевы. Похоронили его на Введенском кладбище.
Прошло много лет со дня смерти Вадима, но всякий раз, бывая в Москве, непременно посещаю могилу своего родственника. Введенское кладбище расположено вблизи гостиницы «Измайлово», где, как правило, я останавливаюсь. И ещё два слова о семье: дочь, Лена Бероева, работает в театре «Моссовета», два внука, сыновья Лены – Егор и Дима, пошли по стопам деда – оба артисты кино и театра.
Борис БЕРОЕВ,
профессор, доктор географических наук