— Александр Иванович, давайте вспомним время, когда литература для вас стала значить что-то большее, чем духовная пища для ценителя художественного слова…
— Если брать самые истоки сочинительства, то следует обратиться к периоду нахождения в детском доме, школе, где я активно участвовал в художественной самодеятельности в роли конферансье и сочинителя частушек. Все это и было первой пробой пера.
Во время учёбы в Пятигорском сельскохозяйственном техникуме особого стремления к творчеству не было, а вот во время службы в армии (романтики было – хоть отбавляй: представьте зиму в Хабаровском крае), где меня избрали секретарем комсомольской организации роты, начал писать стихи, и они даже были опубликованы в армейской газете «Суворовский натиск».
После возвращения работал по специальности – мелиоратором в проектном институте «Севкавпроектхоз» (также был секретарем комитета комсомола), и считал своим долгом писать стихи на соответствующую тему. Публиковали, потом – перестали.
В 1997 году, уже в новой России, меня избрали директором Пятигорского кинотеатра «Космос». И сразу же – глубоко знаменательная для меня дата. Детдом наш был организован в 1947 году, а мы выпускались в 67-м. Вот и задумал я отметить полувековой юбилей, собрав выпускников разных лет. Краевое радио, газеты оказали информационную поддержку. Собралось около 50 человек, и мы решили проводить подобные встречи раз в три года.
К чему я всё это рассказываю? Дело в том, что к встрече я приурочил свои скромные поэтические опыты. И тут ко мне приходит корреспондент «Пятигорской правды» Владислав Ефремов, с тем, чтобы написать о работе нашего кинотеатра. На тот момент даже краевой кинотеатр уже был закрыт, система развалена, а мы, будучи на хозрасчёте, без какой-либо помощи со стороны государства, и не думали сдаваться. Прокатом занялся я сам, причём, подозреваю, был единственным человеком в стране, кто на тот момент пошёл по такому пути. Ездил на кинорынок, закупил три фильма, мои сотрудники пожертвовали собственными зарплатами, так как иных финансовых поступлений ждать не приходилось.
Это – необходимая предыстория, штрих к портрету эпохи, ведь при советском государстве у учреждений культуры никаких проблем не было, а тут – и ремонт, и замена крыши и труб – все оказалось на наших плечах.
Разговор по означенной теме журналиста ничем не заинтересовал. Собрался уходить, протянул визитку: «Звоните, если что интересное будет». Читаю: «Член Союза писателей и Союза журналистов СССР». «Слушайте, через месяц будет встреча выпускников детского дома. Я вот стихи написал. Посмотрите?» Тот прочитал и спросил: «Что-то ещё есть?» Ну, я ему и «предъявляю» своё стихотворение «Шарф пуховый», сказав, что остальные рукописи у меня дома. «Так ты же поэт!» – сказал мой собеседник и снова раскрыл блокнот: «Рассказывай. И неси ещё стихи, завтра за ними зайду». Вот так на случайной встрече мне и был поставлен «диагноз»…
— Интересная история. Следует думать, что творческое сотрудничество только начиналось?
— Да, вскоре Владислав Ефремов опубликовал в газете подборку стихотворений со своим предисловием, после выступил редактором моей первой книги «Тепло святой земли». Самая мной любимая из написанных книг, являющаяся своеобразным гимном родной земле. Оформили мы её необычно. С одной стороны – портрет классика мировой литературы, чьим полным тёзкой я являюсь, с другой – моё фото. И мои же скромные строки под портретом классика:
«Вы – пензенский, а я – со Ставрополья,
Да и живу в другие времена.
Но, видно, есть на то Господня воля,
Чтоб так совпали наши имена…»
В 2004 году меня приняли в Союз писателей России и сразу же избрали председателем Ставропольского краевого отделения творческого союза.
— Манила работа во имя идеи?
— Понимаю, к чему клоните. С работы я уволился сразу и принялся за абсолютно неоплачиваемую деятельность. Время было тяжёлое, и я в течение трёх лет из своей скромной пенсии оплачивал аренду помещения и услуги ЖКХ, иначе наш Союз оказался бы на улице. Почему трудности не пугали? Да потому что нравилось делать что-то, связанное с литературой.
Впрочем, задел для всего я сделал опять-таки во время работы в кинотеатре. В своё время в бывшем дворянском доме у нас располагался кинотеатр «Родина» и там до начала сеанса в фойе проходили бесплатные получасовые выступления эстрадных певцов. Тот опыт я и взял на вооружение, и стал приглашать на подобные мероприятия перед киносеансом наших поэтов, гитаристов, актёров и композиторов. Вот и возник при «Космосе» клуб «ЛиМузИн» — литература, музыка, интеллект. Душевную мы там обстановку создали, многие представители интеллигенции с удовольствием участвовали на наших великолепных вечерах с чаем и пирожками. В цокольном этаже, называемом «Ямой Куприна», собиралось до 60 человек, частыми гостями у нас были коллеги по перу из Карачаево-Черкесии во главе с председателем Союза писателей Лейлой Бекизовой. Это тоже, что касаемо родников творчества.
— Кого-то ещё можете назвать крестником в литературе?
— Признателен Анатолию Трилисову. Он также, как Владислав Ефремов, с Дона. А так моим любимым поэтом является Михаил Лермонтов. Импонирует он абсолютно всем, особенно благоговением перед женщиной.
— А то, что являетесь полным тёзкой классика, по жизни как-то помогало, или наоборот?
— Могу припомнить анекдотичные случаи. Уже будучи председателем писательского союза, я должен был попасть со Ставрополя в Пятигорск на важную встречу. «Край — за два часа», — ставлю задачу перед другом-водителем. Мчимся… И тут перед МинВодами нас останавливает гаишник. Ну, всё, подвёл я человека. Однако после короткого диалога они вместе подходят к машине и заглядывают в салон. «Куприн – здесь!» «Так он же давно умер!» «Как?! Только что он со мной сидел!» Доблестный работник ГАИ просит мой паспорт, и оказывается в совершенном шоке. И тут я дарю ему свою книгу с автографом.
То было советское поколение, знавшее классиков литературы. Сейчас уже, к сожалению, времена совсем другие. Даришь книгу администратору в гостинице. Восторг: «Куприн? Тот самый, кто «Каштанку» написал?» Или – ещё лучше: «Автор «Му-му»! Ничего себе!» Такое вот «знание» творчества писателей. Образование у нас теперь – сфера услуг, вот и неведомы новым поколениям ни творцы, ни Жуков с Рокоссовским…
— Как вы думаете, может ли быть плохой человек хорошим писателем?
— Делю людей не на плохих и хороших, а на созидателей и разрушителей. Сам по себе человек может быть неплохим, отзывчивым, но по натуре – разрушителем. Из ставропольцев разрушителем является Солженицын. Хотя, увидев плоды разрушения, и сам был не в восторге. В гораздо более тяжёлых условиях находился Шолохов, но он был созидателем. Или же Евтушенко – прекрасный поэт, но способствовал разрушению Советского Союза, поддержав ГКЧП.
Аккурат во время той попытки захвата власти в стране проходил пленум Союза писателей РСФСР. Писатель Станислав Куняев описывает всё в своих воспоминаниях. Дом Ростовых был захвачен. Заходят молодчики, заявляют, что пленум отменяется, здание передаётся в госимущество Москвы. Предъявляют бумагу за подписью заместителя мэра Музыкантского. Куняев тогда эту бумагу просто разорвал, а провинциалы отстояли Союз, потому что забаррикадировали входы и выходы.
Такая вот ситуация. Кстати, те разрушители в основном жили за рубежом. Бороться надо, но и быть преданным своим идеалам – тоже, а этого у них не наблюдалось. Великие Лермонтов и Пушкин были большими патриотами-созидателями, а Лермонтов ещё и пророком. 16-летним юношей, за 90 лет до Великой Октябрьской социалистической революции, написал: «Настанет чёрный год, царей корона упадёт».
— Что, в таком случае, значит для вас поэт-созидатель Коста Хетагуров?
— Первый и единственный раз в Осетии я побывал как раз на большой научно-практической конференции, приуроченной к юбилею верного сына всего Кавказа в 2014 году. Приглашал тогдашний председатель вашей писательской организации Камал Ходов. Мне очень понравилось у вас, а Терек теперь в моём сознании ассоциируется и с Владикавказом (смеётся).
А со Ставропольем у Коста Хетагурова связано очень много, и ценители литературы это хорошо знают. В Пятигорске творец нашёл неразделённую любовь, он же — единственный поэт Кавказа, с проникновенной речью выступивший на открытии памятника Лермонтову. Да и дни рождения у них совпали.
Многие, в том числе современные поэты Ставрополья, посвящают классику стихи. А Дом дружбы у нас в Пятигорске много лет возглавляла Эмма Дзитиева, неустанно пропагандировавшая творчество земляка. Настоящая осетинка, такими пирогами угощала (смеётся).
Насчёт созидателя сказано абсолютно верно. Коста Хетагуров являлся знаменем простого народа в борьбе за лучшую жизнь. Он близок народу, воплотил в своём творчестве его боль и тревогу.
— Вернёмся к вашему собственному творчеству. Одна из новых книг «Сад любви моей» сполна убеждает в том, что вы – человек верующий. А во что вы верите?
— Вера, ясно, обычно связывается с религией. В советское время в селах были молитвенные дома. Церквей не было, а эти дома не запрещались. Люди были безграмотные, меня бабушка брала с собой, и я читал Евангелие, ничего, правда, в ней не понимая… Верю не в религию, а в доброту людей. Хотя, зачастую это, увы, подводит. Дружба у некоторых с корыстью. Но я таким людям всё равно снова доверяюсь с надеждой на то, что они всё же осознают свою ошибку.
Вера в доброту пошла с детского дома. Повезло, что он находился в сельской местности — ст. Старопавловской Кировского района. Единственное двухэтажное здание в станице и отдали детям в тяжёлые послевоенные годы. Никаких заборов не было, в школу мы ходили с другими детьми. Обучали нас и ремеслу – девочки выпускались готовыми швеями, были у нас свой огород, пасека, хозяйственный двор с лошадьми и поросятами. Воспитание трудом, лучшего ещё никто ничего не придумал.
Помню, как вышел в народ наш духовой оркестр. Директор Александр Семёнович пришёл и говорит: «Сами для себя играем? Не годится!» Соорудили во дворе импровизированную эстрадную площадку. По выходным — музыка, танцы.
С сельскими мы дружили. В голодные 47-49-е годы в детдоме хорошо кормили. Ребята тогда… (пауза) на завтраке – пирожки в сумку и — сельским друзьям в школу. Им тогда ещё тяжелее было… Вот вам и доброта, в которую можно и нужно верить. Она и может спасти мир.
Нынешний председатель Союза писателей Дагестана Магомед Ахмедов писал, что группа учащихся Литературного института из национальных республик также жила в общежитии в тяжёлых условиях. Так преподаватели начинали занятия с чаепития, принося студентам бутерброды.
Не знаю, что имел в виду Достоевский под красотой, но мир спасёт всё же доброта. Хотя и красота, не спорю, понятие всеобъемлющее. Но красоту саму надо защищать. В современности олигархами прибираются к рукам памятники старины, целые прибрежные участки. Как и кого в такой ситуации спасёт красота?! Вспоминаются слова Куняева: «Добро должно быть с кулаками». Добро тоже нуждается в защите. Ленин говорил: «Как политик я должен быть добрым, но — не добреньким». Глубочайшая мысль. Слова-то однокоренные, но вот смысл разный.
— А как вы оцените уровень современной литературы Ставрополья?
— Он такой же, как в других краях и областях страны. Проблема здесь в обособленности, отсутствии единого литературного пространства. В советское время было, с чем сравнивать. Те же литературные журналы охватывали всех жителей страны, каждому из них были доступны. Это было и планкой, и показателем. На высшем уровне была и литературная критика, непосредственно влиявшая на то, примут ли то или иное произведение к печати, продумывалось, как отзовётся печатное слово в будущем. Теперь все варятся в собственном соку, а отдельной книгой можно издать всё, что угодно, были бы деньги.
— По стране всё чаще устраиваются литературные фестивали. Один из них уже стал традиционным и на Ставрополье – в станице Курской писатели Северного Кавказа ежегодно собираются на поэтический форум «Родники дружбы», организованный непосредственно при вашем участии. Может, всё не так плохо, и литературное содружество будет только укрепляться?
— Возможно, но дело тут в том, что всё зависит от воли и желания конкретного руководителя. Бывший глава г. Ставрополя Андрей Джатдоев сам изъявил желание заключить с Союзом писателей договор о сотрудничестве в Год литературы. Были выделены средства, а также помещение для организации Школы литературного мастерства. Ежегодно издаётся сборник произведений слушателей, в прошлом году он выходил под названием «Берег надежды». Руководитель, известный российский писатель Владимир Бутенко, получает и зарплату. В прошлом году также отозвался Новоселицкий район, откуда родом поэт мощного дарования Александр Мосинцев.
Юбилейные мероприятия были организованы при поддержке главы администрации Владимира Антоненко. В честь ещё четырёх писателей – уроженцев района – в рамках мероприятий прошёл литературный круиз. Так в самый разгар лета состоялся настоящий праздник поэзии. Союз писателей ходатайствовал также об учреждении литературной премии им. А. Мосинцева, и руководитель поддержал это начинание! Среди местных поэтов был проведён конкурс, и лауреатом премии стал член Союза писателей России Александр Комаров. Премия будет вручаться раз в три года.
История появления фестиваля в моем родном Курском районе такова. Там существовало литературное объединение, на мероприятия которой я часто приезжал, а в Год литературы был председателем жюри литературного конкурса. После этого, за месяц до моего 75-летия, мне звонят оттуда и предлагают отметить день рождения в родном селе. От меня требовалось только назвать количество гостей. Друзей-коллег было много, причём как со Ставрополья, так и с Чечни, Дагестана, Карачаево-Черкесии… Глава района Сергей Калашников всё это видел. У него и возникла идея организации фестиваля, с успехом воплощённая в жизнь с 2016 года.
— А в соседних регионах внимания к проблемам писателей больше?
— Никакой выкладки дать не могу, но знаю, что председатель Союза писателей Дагестана Магомед Ахмедов открыл Дом поэзии и является там же художественным руководителем Театра поэзии. Союз писателей у них – подразделение Министерства культуры, и имеет возможность для содержания девяти секций. Бывший глава республики Рамазан Абдулатипов оказывал в этом плане всемерную поддержку. Другие союзы, насколько мне известно, находятся в худшем положении.
— Александр Иванович, а сколько членов в вашей краевой организации?
— 60 человек. В прошлом году, прямо на фестивале, билет члена Союза писателей России вручили Николаю Ананьченко. Хороший поэт, позитивный человек. Успешно пишет и для детей, у него бывает много встреч в школах, библиотеках. Также как и Сергей Рыбалко. Необходимо, чтобы писателей на подобные встречи приглашали постоянно, это должно стать системой по всей стране! А то у нас есть и обратный пример – в районе всего два писателя, а их ни на каких мероприятиях задействовать не могут. Такое вот отношение местной власти…
Президента страны мы видим спасателем стерхов и леопардов, но почему-то его не показывают читающим книгу. А надо бы, тогда и на местах внимания к книге и писателям было бы больше! Тем самым улучшилось бы и духовное здоровье, за что и ответственны творческие деятели.
— Под вашими словами, думаю, подпишутся многие представители интеллигенции. Скажите ещё, чем ваша организация может помочь молодым поэтам и прозаикам?
— Непосредственным участием в важнейшем начинании. Дело в том, что губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров продолжил начинание предшественника, издававшего книги наших авторов за счёт бюджетных средств, благодаря чему и появляется достаточно много книг. Отбирает их экспертная группа — писатели, учёные, библиотекари, редактора издательств — всего около 15 человек. Автор не обязательно должен быть членом Союза писателей России, но вот две рецензии от членов союза иметь должен. Он представляет рукопись в печатном и электронном виде. Экспертная группа оценивает её сразу по нескольким показателям – язык, художественная ценность и т.д. В позапрошлом году, помню, мы из 20 претендентов отобрали 9, и их книги увидели свет. Книги, кстати, издаются и вне конкурса. К юбилею Мосинцева появился сборник его стихотворений, изданы и произведения дореволюционных авторов Абрамова и Сургучёва. Это — признанные авторы, но открываются и новые имена. Великое дело по нынешним временам, спасибо руководству края.
Важно здесь то, что мы ориентируемся именно на качество. На выделяемую сумму можем издать, скажем, по 500 экземпляров 10 авторам, или по 1000 – 5 авторам. Единственным недостатком было то, что автор получал всего один экземпляр книги, без гонорара, весь тираж распределялся по библиотекам. Теперь ему дают 20 экземпляров, и это уже лучше.
— У Союза ныне есть условия для работы?
— Нынешнее здание в Ставрополе по ул. К. Маркса, 78 в безвозмездную аренду передал тогдашний губернатор края Александр Черногоров. Но коммунальные услуги надо было оплачивать, и три года, как я заметил выше, мне пришлось платить их самому. Затем, благодаря тому же руководителю, было создано подразделение Министерства культуры «Литературный центр» с директором, бухгалтером и двумя специалистами. Наш актовый зал и четыре кабинета были переданы в ведение этого центра. Таким образом, проблема решилась — Союз писателей может пользоваться своим имуществом, оплата указанных услуг же возложена на центр. Напрямую, как известно, подобное финансирование общественным организациям давать нельзя. И это очень печально, ведь Союз писателей — это не просто группа общественников. Он сплачивает людей, вносящих неоценимый вклад в воспитание думающих поколений...
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |