Логопед-дефектолог Виктория Крупнова рассказала, как поставить ребёнку правильную речь, на какие проблемы стоит обратить внимание и как не нужно разговаривать с детьми.
– С какими проблемами в основном обращаются сейчас люди к логопеду? Много ли людей нуждается в нём?
– Чаще всего родители стали обращаться с проблемой задержки речевого развития. И с небольшими речевыми нарушениями, например, горловой звук «Р», в народе это называют картавостью, если ребёнок плохо говорит, хотя по возрасту пора, глотает слоги. Можно привести в пример цифры. Если раньше на десять детей два-три нуждались в коррекции звукопроизношения, но сейчас из десяти ребят – семь-восемь нуждается в помощи логопеда, то есть у них есть речевые нарушения.
Это связано с трудной беременностью мамочек, гипоксией плода, внутриутробной патологией, наследственной предрасположенностью, генетическими аномалиями, последствиями неблагоприятных родов, заболеваниями, перенесёнными ребёнком в первые годы жизни. Также если ребёнок общается с людьми с нарушениями речи или растёт в неблагоприятных социально-бытовых условиях, перенёс стресс или испуг. Актуальные проблемы на сегодняшний день – задержка речевого развития, слабая мелкая моторика и, конечно, физиологическое недоразвитие артикуляционного аппарата.
– На что стоит обратить внимание родителям и с какого возраста можно бить тревогу и обращаться к логопеду?
– Родители, конечно, должны обращать внимание на то, во сколько начинает говорить ребёнок. Если он сосёт соску, то после года нужно обязательно отучать его от этой привычки, иначе сформируется неправильный прикус и, как следствие, нарушение звукопроизношения.
Нужно растить ребенка в правильной речевой среде, то есть родители не должны с ребёнком разговаривать его языком, не коверкать намеренно слова на детский лад (сюсюкаться), повторять слова, которые не выговаривает ребёнок. Конечно, иногда это звучит довольно смешно, но ребёнку такая речь родителей вредит, формирует у него нечёткое произношение, по подражанию родителям. С детьми можно и нужно разговаривать ласково, но при этом «по-взрослому».
К четырём годам дети свободно говорят фразами, их предложения достаточно сложны, а к пяти годам окончательно формируется правильное звукопроизношение. Однако даже при нормальном слухе и интеллекте у некоторых детей возможна задержка развития речи. Для этих детей характерны нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, ограниченный словарный запас и неправильный грамматический строй.
– Каковы причины речевых нарушений?
– Когда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой, что объясняется недостаточным развитием органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти и мягкого нёба, а также незрелостью речевых зон коры головного мозга. К 4-5 годам звукопроизношение у большинства детей достигает нормы.
Все дети индивидуальны, и некоторые, в силу различных причин, продолжают неправильно произносить звуки, и это становится привычкой. Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, которые довольно сложно правильно формировать, поскольку ребёнку необходимо научиться управлять своими органами речи, а затем научиться контролировать свою речь и речь окружающих.
Другим важным фактором, приводящим к нарушению произношения, является недоразвитие фонематического слуха у ребенка. При этом ребенку трудно различать звуки, которые отличаются только тонкими акустическими признаками, например, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые, свистящие и шипящие. Развитие правильного звукопроизношения идёт очень медленно и иногда может привести к затруднённому формированию фонематического слуха, что в дальнейшем вызывает сложности при письме и чтении.
– Какие игры и упражнения для развития фонематического слуха Вы можете посоветовать?
– Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребёнка в течение нескольких лет после рождения. Длительный путь овладения произносительной системой обусловлен сложностью самого материала – звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить. Если ребёнок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное. При восприятии речи ребёнок сталкивается с многообразием звучаний в её потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты. Игры, которые помогают развитию фонематического слуха: «Будь внимателен», «Поймай звук», «Поймай слово», «Исправь меня».
– Важна ли наряду с артикуляционной гимнастикой ещё и дыхательная?
– Для того, чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Основная цель артикуляционной гимнастики: укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность. Необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребёнка легко можно научить правильному дыханию.
– Расскажите о Вашей работе в «Добром сердце» и Бесланском многопрофильном центре.
– В «Добром сердце» я столкнулась с такой проблемой, как общее недоразвитие речи у детей, опять же задержка речевого и психоречевого развития, с таким заключением у нас практически каждый третий ребенок. Это связано с тем, что в нашем учреждении в основном дети из неблагополучных семей, и родители не следили за состоянием детей. В медицинском же центре немного другая проблема – больные после инсульта, я с ними занимаюсь восстановлением речи.
– Чем логопед отличается от логопеда-дефектолога?
– Логопед – это педагог, который занимается непосредственно коррекцией звукопроизношения, а логопед-дефектолог – это коррекционный педагог, который занимается не только коррекцией звукопроизношения, но и развитием мышления, памяти и внимания, всех познавательных процессов. У дефектолога есть такие знания, которые позволяют ему работать с умственной отсталостью, аутизмом и другими психическими расстройствами.
– Как в Северной Осетии найти грамотного специалиста?
– Хорошего специалиста всегда тяжело найти. Главное, конечно, чтобы при обследовании человека он имел представление о том, с чем ему придётся работать, немаловажную роль здесь играет опыт работы.
– Что Вы можете посоветовать родителям детей, на что следует обратить внимание в речи ребенка?
– Необходимо вовремя обратиться за помощью к специалисту в случае, если ребёнок поздно заговорил или вообще не говорит в три года. Ребёнок должен слушать правильную и грамотную речь с рождения. Убирать вовремя соску, избавляться от вредных привычек, например, сосания пальца, всё это отрицательно влияет на прикус детей.
Визитка «ТВ»:
Виктория Васильевна Крупнова – психолог, логопед-дефектолог. Окончила Северо-Осетинский государственный педагогический колледж, получив специальность «педагог коррекционно-развивающего образования». Затем продолжила обучение в Северо-Осетинском государственном пединституте по специальности «учитель-логопед».
Прошла краткосрочное обучение в Институте повышения квалификации работников образования Северной Осетии по темам «Организация психосоциальной помощи учащимся» при поддержке Словении, «Организация психосоциальной помощи детям», стажировку в интеграционной школе «Ковчег» Москвы. Принимала участие в ряде обучающих курсов и семинаров по специальности, в том числе «Новые подходы к логопедии» по программе А.М. Березовского.
Работала школьным логопедом, логопедом в Семейном центре «Бинонта» Беслана, логопедом-дефектологом и педагогом-психологом в Российском Красном Кресте, педагогом дополнительного образования и логопедом в школе интеллектуально-эстетического развития детей «Пифагор» Центра детского технического творчества Владикавказа, логопедом в отделении неврологии Северо-Кавказского многопрофильного медицинского центра.
Елена СМИРНОВА