Изделия как будто на вырост, объёмные формы, широкие плечи, оригинально оформленные спинки, пиджаки одной длины с платьем, а самое главное — богатое сочетание насыщенного синего и песочного тонов с элементами красного, традиционно русского цвета — смелая и современная фантазия из пяти моделей, каждая из которых включает в себя 2–3 составляющих, поразила модных экспертов.
Председатель жюри конкурса международный аналитик моды, соучредитель Национальной академии индустрии моды Александр Хилькевич высоко оценил работу молодых осетинских дизайнеров Зарины Хоховой, Карины Бзаровой и Валентины Тедеевой, которые опередили 22-х конкурентов и удостоились первого места в номинации «Этномотивы в современной одежде». «Очень хорошо, что коллекция была завершающей и поставила не точку, а уверенный восклицательный знак. Все члены жюри отметили эту коллекцию, как одну из самых сильных на конкурсе. Это был тот случай, когда смотришь на коллекцию и понимаешь: «Вот это мода!», — подчеркнул Хилькевич.
Девушки признаются, что долго готовились и сильно волновались. В конкурсе участвуют впервые, хотя студенты кафедры дизайна и конструирования изделий лёгкой промышленности уже не раз доказывали и показывали своё мастерство. Не скрою, что, находясь в плену стереотипов, ожидала увидеть стилизованные под современный стиль русские рубахи и сарафаны. Не смутила даже подсказка «по мотивам».
«Международный фестиваль проходит уже третий год, — пояснила завкафедрой Зельяна Хохоева. — Одна из номинаций — «Этнические мотивы в современной одежде», в которой мы и приняли участие. Кафедра представила на конкурс три коллекции, и одна из них «Полюшко поле» стала лучшей».
Но не только характерные элементы русского костюма, умело использованные в крое и в отделке женской одежды, и высокий профессиональный уровень поразили жюри. По словам доцента кафедры Фатимы Колиевой, в своих работах студенты постарались отразить модные тенденции на 2019 год. И создать с ног до головы законченный образ. Отсюда яркие полоски на волосах, пластиковые перчатки с цветочным декором и высокие чёрные гольфы. Песочный и синий цвета были взяты в качестве основы, красный — только как акцент. Синий и красный понятно, но песочный… Почему не белый? Белый бы выглядел слишком просто. Ткань — габардин — хорошо держит форму.
Это не первая коллекция по мотивам русского костюма. Кстати, к русскому костюму сейчас прикован взгляд всего мира: он многослойный, имеет интересную конструкцию, украшен символической вышивкой. Хотя на кафедре вплотную изучают и исторический костюм, и костюм народов Кавказа. Кого-то увлекает японский силуэт, кого-то испанский — в общем, неограниченный простор для творчества и авторских идей. Впрочем, одно дело придумать, даже изобразить на бумаге, другое дело — отшить.
Студенты всё делают сами, погрешность должна быть нулевой, иначе работа пойдёт в разряд некачественных. Так что, иголка с ниткой возвращают поток фантазии в практическое русло. Но, главное — преподаватель. Он-то и является тем самым путеводителем и контролёром, обеспечивающим добротный готовый продукт. Такой, который и на конкурс повезти не стыдно, с которым и грант завоевать можно. Как это сделала студентка физтеха Алина Химилонова на Машуке–2018.
Будет ли всё это носиться? Разработчики коллекции и модели говорят — что будет. Дорого или не очень — напрямую зависит от ткани изделия. Габардин — недорогой, зато очень податливый и оригинальный в шитье. Позволяет органично сбалансировать все элементы кроя и декора, показать развитие по конструкции и по цвету. Вещь, приобретённая у автора, вовсе не та, что в масс-маркете. Она даёт полное осознание того, что вы — единственный и неповторимый.
Коллекция будет показана в мае на традиционном международном конкурсе «Пульс моды», организатором которого является кафедра дизайна и конструирования швейных изделий. Важная информация для будущих абитуриентов: на кафедре работают два направления: конструирование изделий лёгкой промышленности и дизайн костюма. Закончив бакалавриат, можно продолжить обучение в магистратуре. Есть планы открыть «графический дизайн» и «дизайн среды».
Тамара БУНТУРИ