Немецкие колонии концентрировались в Терской области в разных отделах и округах. Например, в районе Моздока образовывались Вальдхайм, Ивановка, Гнаденбург, а в округе Владикавказ — Михайловское, Эммаус.
Колония Эммаус появилась на землях отставного генерала Муссы Кундухова, переселившегося в Турцию. После его эмиграции 900 десятин отошли казне, а затем были переданы в собственность начальника Военно-Осетинского округа Терской области генерал-майора Эглау. В 1887 г. Эглау пригласил на свою землю 14 семей немецких колонистов. Им предстояло организовать «образцовое хозяйство». Немцы обустроили селение, отстроили себе каменные и саманные дома (25 дворов). Однако колония просуществовала недолго и из-за постоянных набегов абреков жители вынужденно оставили эти благодатные места. В 1904 г. они переселились, основав колонию Эбен-Эцер. Во время коллективизации в 30-х годах село переименовали в Раздзог, то есть «идущий впереди». Местные жители называют до сих пор своё селение «Эммаус».
Колония Дзанхотов-Ларс возникла в 1887 г. на землях, арендованных у алдаров Дударовых. Здесь селились немцы из Бессарабии, Ставропольской и Таврической губерний. Колония была названа по имени владельца здешних угодий Дзанхота Дударова. Она просуществовала до Первой мировой войны, а затем на её месте возникло селение Новый Батако.
Практически каждое немецкое хозяйство можно было бы назвать образцовым, в средней крестьянской семье было около 20 десятин земли, от 8 до 25 лошадей и столько же коров, большое по тогдашним меркам поголовье кур, уток, гусей и индеек. Немецкие колонисты вывели в Северной Осетии новые породы лошадей и коров. В некоторых хуторах были созданы диковинные для здешних мест прудовые хозяйства, где немцы в больших количествах разводили рыб карповых пород, а воду из водоёмов в условиях засушливой степной зоны использовали для орошения земель.
В 1910 г. во Владикавказе числилось 568 немцев. На первый взгляд, немного, но в жизни города они играли весьма заметную роль. Как и многие общины города, немцы построили в неоготическом стиле свой храм – Евангелическо-Лютеранскую кирху. Ныне в кирхе располагается филармония. В 2016 г., спустя многие десятилетия, здание было капитально отремонтировано и отреставрировано. Рядом с кирхой находилось одноклассное немецкое училище, заведовал которым Иван Конфштейн, а попечителем являлся владелец ювелирного магазина Карл Киапп.
Свой талант архитектора оставил на облике Владикавказа Павел Павлович Шмидт (1876–1942), автор заметных владикавказских зданий, в т.ч. тех, где сейчас расположены супермаркет «Солнечный», Театральный музей и др.
Сегодня одна из улиц Владикавказа носит имя академика Всеволода Фёдоровича Миллера. Во второй половине XIX века он изучал и записывал осетинские сказания и предания в горах Осетии.
В начале ХХ века через руки врача-акушера Александры Павловны Крузенштерн — (1875–1958) правнучки знаменитого адмирала Фёдора Крузенштерна прошло много рожениц. 35 лет она заведовала родильным отделением Горбольницы и без оплаты принимала больных женщин на дому. После Великой Отечественной войны Александра Павловна около 5 лет работала в физтерлечебнице на ул. Маркуса. Врачами работали также Карл Вальтер, Эрнст Зарфельс.
В истории г. Владикавказа заметный след оставили бароны Штейнгели — старинный род из эстляндских немцев. Рудольф Васильевич фон Штейнгель — строитель железных дорог «Ростов – Владикавказ» и «Ростов – Екатеринодар – Новороссийск». Его брат Леонард — владелец кирпично-черепичного завода во Владикавказе. Владимир Рудольфович Штейнгель — владелец Редантского водопровода, один из создателей парка Трек, имения «Хуторок» на Кубани. Он построил во Владикавказе дом для городской управы.
Одним из видных руководителей был генерал от кавалерии Сергей Николаевич Флейшер (1856–1918), с 1912 по март 1917 гг. — начальник Терской области и наказной атаман Терского казачьего войска.
Не менее известна семья Беме. Основатель династии, Ричард Васильевич, был инженером, один из его сыновей, Борис – видным адвокатом, а Владимир — ветеринарным врачом. Лев Борисович прославился как зоолог.
Нельзя не упомянуть о Варваре Григорьевне Шредерс, основательнице Владикавказской общественной библиотеки, известной благотворительнице, заслуги которой в деле просвещения горожан можно долго перечислять.
Немцы работали также в различных учреждениях. Так, управляющим Владикавказского отделения Госбанка был Фердинанд Корндорф, помощниками начальника Терской области служили генералы Константин Гунниус и Коцебу-Пилар фон Пильхау.
Начало Второй мировой войны коренным образом изменило жизнь советских немцев. В октябре 1941 г. советские немцы были обвинены в сотрудничестве с Германией, под конвоем войск НКВД высланы в практически безлюдные районы Новосибирской и Омской областей, Алтайского края и Казахстана. При этом все немецкие мужчины и женщины, у которых дети были старше трёх лет, в принудительном порядке отрывались от своих семей и отправлялись в трудармию — специальные лагеря, где они по 12–14 часов в сутки в нечеловеческих условиях и под неусыпной вооружённой охраной были заняты на изнурительных работах. Фактически они были каторжниками, с которыми обращались, как с предателями Родины.
Лишь в 1955 г. в СССР вышел указ о снятии с немцев ограничений в гражданских правах, и спустя 9 лет — об их реабилитации. Им официально разрешили селиться там, где пожелают. Многие вернулись во Владикавказ.
По данным Всесоюзной переписи населения, в 1989 г. в Северной Осетии проживало 3099 немцев, из них 1823 назвали родным языком немецкий. К середине 90-х — 317 семей, более 2 тыс. человек выехало в Германию на постоянное место жительства.
Немецкий культурный центр в первое десятилетие своего развития многим обязан и Александру Александровичу Макиеву (1941–2004) — талантливому, самобытному художнику и переводчику. Его биография – зеркало судьбы многих российских немцев. Его мать Лидия Шпомер в ноябре 1941 г. была депортирована из с. Михайловского и через месяц он родился в Казахстане. Отец Александр Давидович был в это время на фронте и, будучи раненым, попал в плен. Это разлучило родителей навсегда. В 1960 г. мать с дочерью вернулись в с. Михайловское. Александр после службы в армии, окончив Пятигорский институт иностранных языков, работал переводчиком. С ранней юности его увлечением стала живопись. Этим искусством он овладел самостоятельно. Им написано более 150 картин. Александр Макиев принимал деятельное участие в работе НКЦ — был переводчиком. Преподнес в дар центру несколько картин. Его жизнь оборвала тяжелая болезнь.
В 1999 г. «Немецкий культурный центр» был преобразован в Региональную национально-культурную автономию российских немцев РСО-Алания и стал структурным подразделением Федеральной Немецко-культурной автономии. В 2011 г., в соответствии с Законом РФ автономия получила новое название — Региональная общественная организация Национально-культурное общество немцев «Возрождение» РСО-Алания.
Повседневную работу в Немецком культурном центре ведет Совет, который избирается на отчётно-выборном собрании раз в три года.
Усилия каждого из немцев, проживающих в Северной Осетия, направлены на экономическое и культурное процветание многонациональной республики, поскольку здесь их Родина. Примечательно, что «Возрождение» не ставит категорически вопрос о возвращении ему здания бывшей немецкой кирхи. «Выдворять на улицу культуру — это не сделает чести никому», — считают в центре. Другое дело, что при желании можно было бы раз в месяц проводить там церковные службы, занятия хора и воскресной школы.
Немцы Северной Осетии хотят сохранить в молодом поколении понимание вклада старшего поколения в историю России, и научить их жить так, чтобы быть достойными гражданами Российской Федерации. Вместе с другими национально-культурными обществами «Возрождение» вносит свой посильный вклад в дело укрепления мира и согласия.