Вся надежда — на Вахту памяти
Элина ЛЬЯНОВА
В истории города Алагир Северной Осетии есть дата — 1 ноября 1942 года. 75 лет назад в этот день в город вступили фашистские войска. Оккупация длилась в течение 54 дней — до 24 декабря, когда Алагир был освобождён от немцев войсками Закавказского фронта. Тогда же ожесточённые кровопролитные сражения проходили и на территории Ростовской области. Донская земля открывала «ворота» на Кавказ, богатый на природные месторождения.
Захват этой территории с самого начала Великой Отечественной войны был для вермахта стратегически значимой задачей. Бои по обороне населённых пунктов от фашистов шли не только на земле, но и в воздухе. При защите Ростовской области в числе других лётчиков-героев положил свою жизнь на алтарь великой Победы уроженец Алагира Савелий (Солтан) Дзабоевич Льянов. Случилось это 27 декабря 1942 года. Сегодня уже трудно сказать, услышал ли Савелий весть об освобождении города, где ему суждено было родиться…
О выпускнике Орджоникидзевского аэроклуба, затем — Краснодарской военно-авиационной школы пилотов Савелии Льянове Алагирская районная газета «Заря» рассказывала в августе 2017 года. В статье под заголовком «Был такой парень» писали, что, согласно боевым сводкам, сержант Савелий Льянов не вернулся с боевого задания. Вследствие столкновения с воздушным противником он заживо сгорел в небе. Пожелтевшая от времени похоронка и сегодня хранит запись о месте гибели 19-летнего Савелия — район станицы Морозовская Ростовской области. На родной земле помнят героя — его имя, как пример служения Отечеству, выбито на одной из мраморных плит мемориала «Танк Т-34» на южном въезде в Алагир.
Возможно, фамилия Льяновых так никогда и не узнала бы детали подвига одного из своих сыновей. Историческую справедливость удалось восстановить благодаря инициативе Общероссийского движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества. В частности, Елены Донсковой, жительнице города Морозовск. Педагог по образованию, она через социальные сети обратилась в редакцию алагирской районной газеты с просьбой поделиться информацией о герое и переслать его фотографию.
«По следам публикаций в местной прессе нашёлся, в том числе, внук очевидца тех событий, рассказавший о гибели лётчика — выходца из Северного Кавказа, — писала Елена. – Анализ всех сведений и документов привёл к С.Д. Льянову. С высокой долей вероятности, место его упокоения находится на окраине хутора Сиволобова Обливского района. Надеемся на поддержку местных жителей и предстоящую осенью Всероссийскую Вахту памяти». Спасибо Елене за неравнодушие, это по её инициативе в список поисков был включён и родной нам человек».
Интересная для семьи информация содержится и в сентябрьском номере ростовской газеты «Наше время» (№294). Так, в своей статье Валерий Сипетин пишет: «Поисковики работают сейчас с архивными материалами. Но об истории с лётчиком они вначале узнали вовсе не из архива. Житель Морозовска Анатолий Волков рассказал им, что Типериковы (это семья его мамы Ксении) в период войны жили в обливском хуторе Песчанка. В конце декабря 1942-го, по воспоминаниям его близких, во двор Типериковых приполз раненый советский летчик. Пилота, у которого уже начиналась гангрена, быстро перебинтовали, переодели и укрыли в подвале. Это были, по сути, последние часы оккупации, на подступах к хутору шли ожесточённые бои, а по улице рыскали фашисты.
Глава семейства Типериковых, дед, которому на тот момент уже было 90, решил переправить на лошади раненого в посёлок Чернышковский. Полагал, что фашистов оттуда уже изгнали. Пилота погрузили на телегу, прикрыли соломой. Когда проезжали хутор Сиволобов, наткнулись на немцев. Они сбросили солому, вытащили лётчика и расстреляли. А деду дали сапёрную лопатку и приказали похоронить тело. Декабрь. Мороз. Мёрзлая земля. 90-летний старик не смог выкопать глубокую яму, и тогда немцы избили деда, приговаривая: «Он — воин, а ты похоронить его правильно не можешь!»
«Мама рассказывала, что дедушка похоронил лётчика-кавказца у мельницы, на самом краю обрыва. Там ли находятся останки пилота или его перезахоронили, не знаю», — сообщил поисковикам Анатолий Волков. На этот момент обращал внимание зампредседателя морозовского совета ветеранов краевед Константин Камышан, когда смотрел боевые донесения 17-й воздушной армии, другие документы военных лет периода декабрь 1942-го — начало января 1943 года. К поиску подключился и командир сводного поискового отряда «Донской» Вячеслав Градобоев, который давно занимается подъёмом и определением принадлежности сбитых самолетов. Поэтому точно известно: погибший пилот — уроженец города Алагир сержант Савелий Льянов.
… Вахта памяти, собравшая 85 активистов из нескольких регионов страны, завершилась. Было обследовано полтора десятка точек локации — до сих пор не выявленных мест гибели солдат. Радиус поиска составил порядка 100 километров. К сожалению, останки Савелия пока не найдены. Но радует, что были обнаружены останки 7 красноармейцев, двое из них — лётчики (правда, пока безымянные). Как отмечали поисковики, ходу работ создавали помехи «чернокопатели», которые на территории Обливского района долгие годы выискивали железо. При нахождении останков солдат, они забирали находящееся при них железо, а останки закапывали под отвалами. В таких условиях невозможно установить и реконструировать обстоятельства гибели человека, весьма затруднительно найти и сами останки. Тем нее менее, поисковая работа будет продолжена. Будем надеяться, что труды поисковиков и в следующий раз увенчаются успехом…