Героями нашего рассказа будут Василий Павлович и Татьяна Демьяновна Орловы. Непростую жизнь прожили они. Василий Павлович родился 1 июля 1927 года в небольшой деревне Малогнеушево Рыльского района Курской области. На момент начала войны мальчику было 14 лет. Жил он в семье, где были мама, брат. Его отец давно умер. Их деревня попала под оккупацию. Вот что вспоминает Василий Павлович:
«Перед отступлением фашисты стали сгонять молодёжь деревни на рытьё окопов, а тех, кто прятался, убивали, обессиливших уводили в сторону и тут же убивали. На тот момент мне было 15 лет. Я сам узнал об этом в 1948 году, когда приехал в отпуск. Затем фашисты взялись за домашний скот сельских жителей. Угоняли коров. Мы свою корову спрятали в сенях дома и поэтому её не нашли.
Перед самым отступлением стали поджигать дома селян. Как написано на сайте Малогнеушинского сельского поселения, из всех домов в деревне остались целыми только три, в том числе и дом Василия Павловича. Хотя дом и подожгли, выгорело только возле трубы.
Утром с восточной стороны пришли люди в белых маскировочных халатах. К тому моменту от села остались одни трубы. Женщины плакали, встречая воинов-освободителей. Я и некоторые другие ребята спрятались на кладбище. Потом к нам подошли воины с красными звёздами на шапках-ушанках. Кто-то из них нам сказал: «Вылазьте, больше прятаться не будете». Военные нам дали котелки с едой, вкус которой я помню до сих пор. Потом нас предупредили, что через два часа будет сильный обстрел. Мы укрылись в погребе, где и без нас было много человек. В тот момент я встретил одного мужчину, которого встретил через много лет в Грозном, а если быть точнее, то в 1963 году.
Через некоторое время жителям деревни приказали покинуть деревню, так как началась знаменитая Курская дуга, и находиться гражданским в этой мясорубке было опасно. Мы отправились в родовое село моей матери — Дерюгино, находящее в 10 км от нашего. На два дома выделялось одна подвода, да, собственно, и брать-то с собой было нечего. В этом селе жила родная сестра нашей мамы. Там мы стали работать на уборке зерна. Я возил зерно на лошади. Днём летали и бомбили всё на своём пути вражеские самолёты, так что работали мы ночью.
Весной 1944 года мы пошли домой. Однако своего дома не нашли. Как выяснилось, наш дом разобрали, а брёвна были использованы при строительстве блиндажей. Мы посадили огород. 20 ноября 1944 года меня призвали в армию. Сначала я находился в учебном полку в Пермской области, но недолго. Далее нас отправили на Восток. Мне на тот момент было 17 лет. И отправили нас до Монголии в г. Чойбалсан. Там мы оказались в пересыльном пункте, а уже оттуда раскидали всех.
И пошли пешком мы через всю Монголию. Особенно запомнился переход через пустыню Гоби. С нами шли конники, колёсные машины и бронетранспортёры. Шли мы около месяца. Мы вклинились в бок Квантунской армии милитаристской Японии, которая была союзницей Германии.
После окончания службы в Маньчжурии, часть Орлова была переведена на забайкальскую станцию Харанор. На этой станции находился 206-й танковый полк, в штабе которого служил 7 лет, обучал молодых солдат военному делу. В 1951 году, был издан Приказ Президиума Верховного Совета СССР, согласно которому военных стали увольнять из армии. Мне увольняться не хотелось, потому что к тому времени односельчане дома отстроили, а я привык к армейскому укладу. Поэтому начальник штаба предложил остаться, и я ещё три года прослужил в полку. Я получил жильё и забрал к себе мать и брата. Успел послужить в Иркутске. Как раз в то время набирали на службу в Чечено-Ингушскую АССР, что я и сделал в 1954 году. Изначально наш полигон находился в Закан-Юрте, а затем нас перевели в Шалинский район, где я занимался повышением боеготовности военных.
В 1956 году я создал семью с Татьяной Демьяновной. Она приехала в Грозный из Мордовии. Родилась в деревне Козеевка Инсарского района. В возрасте 8 месяцев лишилась матери и выкормила её соседка. Кроме неё был ещё годовалый брат. Потом отец женился. В 1943 году её в возрасте 17 лет взяли на трудовой фронт. После войны вместе с братом переехала в Грозный, где жила их тётя. Работала Татьяна Демьяновна на крекинг-заводе оператором до самой пенсии. За свой труд во время Великой Отечественной войны она удостоена звания «Труженица тыла»…
У супругов есть многочисленные родственники, которые живут и в Белгороде, и Курске, Череповце и Вологде. С ними супруги созваниваются, но всей душой и сердцем они прикипели к Грозному. За свои ратные подвиги Василий Павлович награждён боевыми наградами: медали «За победу над Японией», «За безупречную службу», медалью имени маршала Жукова и другими.
Живут они без телевизора, но, как признался Василий Павлович, он им особо и не нужен, так как смотреть там «нечего». Зато по старинке выписывают газеты «Советская Россия», «Правда», «Ветеран», «Приусадебное хозяйство». «Люди не хотят выписывать газеты, особенно молодёжь, которая ударилась в Интернет». Несмотря на болячки, активно работают в огороде. В тот тёплый вечер, когда я к ним пришла, они были заняты высаживанием рассады помидоров. Читателям нашей газеты супруги пожелали «здоровья, только здоровья». Как сказал Василий Павлович: «От здоровья вся жизнь зависит. Я всегда всем желаю здоровья».