Футбол Северной Осетии имеет давние, славные традиции. Однако, три года назад они были прерваны с ликвидацией команды «Алания». О нынешнем состоянии подготовки юных игроков и перспективах возрождения большого спорта мы побеседовали с директором ДЮСШ «Юность», известным в недавнем прошлом футболистом Джамбуладом Базаевым.
– Джамбулад, как, по Вашему мнению, идёт развитие самого популярного вида спорта и есть ли у нас надежды на будущее, ведь ещё совсем недавно мы по праву считались футбольной республикой, и Осетия действительно была такой?
– Не была, а есть! Потому что из года в год мы выпускаем немало ребят, которые, правда, уезжают в другие регионы и добиваются там хороших результатов. Многие наши воспитанники учатся в ведущих футбольных академиях и играют в лучших клубах России.
Другое дело, что в республике наши ребята не находят перспективы дальнейшего роста. Проблема прежде всего, конечно, в недостаточном финансировании. Мы подсчитали, что в целом на футбол республики, включая первую команду, тратится примерно 60 млн рублей. Это очень мало. Здесь мы не можем составить конкуренцию другим регионам, разве что на детско-юношеском уровне. Поэтому лучшие ребята в возрасте 13-15 лет уезжают туда, где лучшие условия, где не надо платить за соревнования…
Есть различие между футболом Осетии и осетинским футболом, который присутствует и в национальной сборной, и во многих ведущих клубах. По моему мнению, чтобы возродить республиканский футбол, нужно вернуться хотя бы к тем временам, когда у нас были команды второй лиги. Для юношей это были бы места, где бы они проходили дальнейшую подготовку, развивали мастерство. И, конечно, нужна хорошая, добротная команда в первой лиге.
– Прежде в плане поддержки футбола делался упор на частный бизнес. А как обстоят дела теперь?
– В регионах, где присутствует крупный бизнес, конечно, поддерживать футбол легче. У нас такого нет. Но если власти будут нас поддерживать, то и бизнес будет уделять больше внимания.
Тем не менее, детский футбол жив, детей много талантливых… Из года в год количество желающих заниматься только увеличивается. Примером для них являются трансляции по Интернету и ТВ еврокубковых матчей, английской премьер-лиги и других. Но, конечно, наличие своей команды было бы для них дополнительным стимулом.
– Хватает ли тренеров, футбольных полей?
– Мы стараемся записывать всех желающих, дабы не упустить, не проморгать таланты. С тренерскими кадрами проблем нет. Многие из тех, кто занимался футболом, с охотой идут работать к нам. Они этому учились и продолжают обучение.
Однако, по мере роста числа воспитанников, назрела необходимость открывать филиалы нашей школы. У нас по списку обучается 730 человек, фактически даже больше, группы переполнены. Тогда как для хорошей плодотворной работы оптимальное количество 250-300 человек. Поэтому филиалы разгрузили бы школу, позволили улучшить обучение. Аналогичная ситуация и в других спортшколах. Так что, знаем, куда развиваться, что развивать. Нужны дополнительные поля.
– Есть понимание проблем у нового руководства республики?
– Понимание есть. Вот только одного понимания, к сожалению, не достаточно. И в руководстве республики, да и в обществе у нас нет таких, кто и сам не занимался каким-либо видом спорта. Но материальная проблема пока остаётся. У нас есть немало частных спонсоров, за что им огромная благодарность. На их плечах мячи, поездки, форма…
Но нужна и поддержка другого порядка. В условиях отсутствия профессиональных команд вся наша работа уходит в другие регионы. Юные дарования уезжают. А им ещё нужны год-два для подготовки физических, психоэмоциональных кондиций. Поэтому даже те, кто остался, в возрасте 16-17 лет, в условиях отсутствия дальнейших ступеней роста как бы уходят в никуда. Прежде ведь у нас были «Автодор», «Иристон», куда переходили ребята, некоторые из которых добивались высших результатов.
– Какова перспектива нашего футбола?
– За последние три года в другие детские команды уехали 10-15 человек каждого возраста. Чтобы реализовать серьёзную цепочку подготовки, к тем 60 млн, о которых мы говорили, нужно, по крайней мере, добавить ещё один «нолик», увеличить финансирование на порядок. Тогда у нас была бы одна команда в первой лиге и две во второй.
Основная задача – поднять престиж футбола в целом и престиж команды. Спорт – это дисциплина, преодоление трудностей, превосходство своих возможностей. Если сюда начнут приезжать лучшие клубы российского футбола, это будет иметь огромное значение для мальчишек. А главное – на трибуны вернутся многочисленные любители футбола республики.
Поговорили мы с Джамбуладом и о мировом футболе. В частности, о немецком методе работы с детьми. Там после провального в минувшем десятилетии выступления сборной была пересмотрена вся система футбольной подготовки. В результате сейчас каждый «киндер», даже из провинции, имеет все возможности развивать свои способности, причём бесплатно. А все таланты обязательно замечаются квалифицированными тренерами. И в этом секрет силы и дальнейшего прогресса немецкого футбола. Кстати, эта система фактически скопирована со старой советской, от которой мы почему-то «успешно» отказались…
Конечно, всем, от кого зависит финансирование детского спорта, сейчас легко ссылаться на кризис и прочие проблемы. Но если мы не будем выращивать здоровую, дисциплинированную молодёжь, то никогда и не преодолеем ни кризис, ни другие трудности. Это первоочередная государственная задача, и решать её надо по-государственному.
Владимир ГАБАНОВ