2 сентября 2014 г.
Время пролетело незаметно. Впрочем, как это всегда бывает. На дворе – 2014-й. Пора выбирать. Депутатов городской думы Владикавказа, вы говорите? Нет, это мелочи. Может быть, команду, которая будет управлять городом следующее пятилетие? Вряд ли. Речь о большем. КАКОЙ город нам нужен? КАК мы будем жить эти годы? ЧЕГО нам ждать?
Попробуем обрисовать некоторые штрихи к пути, пройденному Владикавказом за последние годы.
Городское благоустройство
В эту сферу администрацией был привнесён ряд новаций. К примеру, идея т.н. «угловых зон». Мысль, в принципе, хорошая, хотя уже есть немало записных критиков. Впрочем, они критикуют всё и всегда. Мы будем стараться критиковать за то, за что есть безусловные основания.
Итак, угловые зоны. Участки на перекрёстках городских улиц, до того бывшие в лучшем случае газонами, в худшем – заброшенными пустырями, получают новую жизнь. Они становятся небольшими территориями отдыха, облагороженными цветами, кустарником, скамейками. Думается, что это правильно.
Другое направление работы АМС – дальнейшее развитие набережных вдоль Терека. Благоустроены набережные на левом берегу – от площади 50-летия Октября до Московской улицы, к северу от Чкаловского моста, а также от улицы Гадиева до Красногвардейского моста. На правом берегу – в районе Чапаевского и Чкаловского мостов. Кроме того, восстановлена водная станция около площади Революции (Китайской). Правда, не в качестве водной, а многофункциональной зоны отдыха, с бассейном.
Заметно преобразился центральный городской парк. Полностью демонтированы старые аттракционы. Благоустроены пешеходные дорожки. Организован летний кинотеатр. По замыслу, парк должен стать единой прогулочной зоной вместе с проспектом Мира – главным бульваром Владикавказа.
Наш любимый проспект, в свою очередь, получил стимул к коренной реконструкции. В этом году должна завершиться замена дорожного покрытия на участке между улицами Кирова и Джанаева. Вместо асфальта укладываются гранитные плиты, причём в одном уровне с тротуаром. Меняют коммуникации и трамвайные рельсы.
Открыт новый парк с «поющим» фонтаном на улице Барбашова, с говорящим названием – Олимпийский. Реконструирован сквер им. В.В. Куйбышева около Центрального рынка. Ещё одна интересная задумка – баннерные щиты на тему истории Владикавказа, расположенные в разных районах города, в частности – около городской тюрьмы и Караван-Сарайного кладбища. Помимо содержательной, они выполняют и эстетическую функцию, скрывая неприглядный вид заборов этих учреждений.
Юг Владикавказа приобрёл ещё один парк, под интересным названием «Нартон» («Нартовский»). Перед входом были установлены скульптуры героев осетинского нартского эпоса, подаренные городу Николаем Ходовым. Точнее, парк не новый, а обновлённый, созданный на базе имевшегося терренкура. Кстати говоря, нынешней администрацией учреждена традиция давать названия новым паркам с учётом мнения населения. Так было и с уже упоминавшимся Олимпийским, когда название было дано после проведения голосования среди горожан.
Не обошлось без дёгтя. Например, набережная между улицами Льва Толстого и Олега Кошевого. Была замечательная идея: создать историческую улицу, со сведениями из истории города, портретами посещавших Владикавказ знаменитостей, тематическими баннерами. Она и была так облагорожена. На пару месяцев. Сначала вмешался ветер, потрепавший баннеры. Затем покусились вандалы. По сообщениям СМИ, баннеры были украдены. Потом их вроде бы нашли, баннеры обещали вернуть на законные места. Часть всё же была восстановлена. Но не надолго. Уже в этом году мы с удивлением узрели, как на значительной части набережной стало возводиться некое здание значительных объёмов. По имеющимся данным, очередной ресторан известной компании. Всё бы ничего, да баннеры со знаменитостями помешали строительству. И их ликвидировали. Тематические баннеры просто не вернулись на стенды. Остались лишь выложенные в гранитных плитах цитаты о Владикавказе.
Но и это полбеды. В начале улицы Льва Толстого была сделана красивая смотровая площадка. Ныне же там красуется очередное строение кафешного назначения. А сама набережная, до того бывшая удобной и гладкой дорогой, вдруг в июле сего года украсилась несколькими подряд очень лежачими полицейскими. Закон, видать, не помогает, нужно портить жизнь всем подряд. Респект! К теме лежачих мы ещё вернёмся, а вот то, что набережная уже превратилась в бордель на улице, ни для кого не секрет. Для чего благоустраивать, если нет возможности обеспечить хотя бы техническими средствами наблюдения, предупреждающими хамство и вандализм? Зато иной раз с удивлением можно прочитать душещипательные призывы к населению относиться бережно к городу, не портить элементы благоустройства, не мусорить и т.д. Интересно, если бы в Сингапуре ограничивались призывами, а не взимали штраф в 1000 долларов за окурок на улице, он бы стал эталоном чистоты? Давайте же чтить кодексы!
Отдельная тема – памятники. Необходимо отметить бесспорные удачи. Это и Булгаков на углу проспекта Мира и улицы Маяковского, вместе с котом Бегемотом. Между прочим, первый памятник писателю в России. И Вахтангов, установленный около своего родного дома. Нельзя не упомянуть о жутком состоянии самого здания. Мемориальная доска не уберегла его от многочисленных переустройств со сносами несущих стен, перекрашиваний фасадов, пробивок дополнительных дверей и т.д. Нельзя назвать такой подход иначе, чем варварством. АМС могла бы поднять вопрос о выкупе дома и устройстве в нём музея Вахтангова. Это было бы неоценимым подарком всем нам.
Интересны скульптурные композиции «Игроки в нарды» на улице Штыба, «Друзья» на набережной. Вписывается в облик центра города и пузатый городовой, хотя и в его адрес не обошлось без ругани. К плюсам нужно отнести и то, что не позволили совершить расправу над бюстом Георгия Димитрова, стоявшим около Дома правительства. Его перенесли на два квартала выше и создали там уютный зелёный уголок.
С другой стороны, много стрел сломано вокруг фигуры Коста Хетагурова напротив входа в парк. Это не помешало поставить ещё более неоднозначный памятник якобы Пушкину на пересечении улиц Миллера и Кирова. И если Коста, надо признать, в значительной мере отвечает своему образу, то Пушкин – это нечто невообразимое. «Я так вижу» – говорит автор. Видимо, нам остаётся смириться с его видением, ведь он подарил свои скульптуры городу… Из этого же ряда – композиция «Сердце матери» на улице Леваневского.
Город становится зеленее. Декоративные деревья, кустарники и цветы украшают не только центральные районы города, но и высаживаются на новых улицах. Здесь надо отметить и энтузиазм горожан, откликнувшихся на призыв АМС принять участие в субботниках (акции «Посади своё дерево»). А значит – всё большему числу людей будет не безразлично, какими лёгкими дышит Владикавказ. Лестных слов заслуживает и активное строительство спортивных и игровых площадок во дворах многоэтажных домов. Долгие годы единственным «украшением» их были т.н. «хадзары» для проведения общественных мероприятий. Дети были предоставлены сами себе.
Дорожно-транспортные коллизии
Состояние дорог, как водится в нашей стране, одна из болевых точек и Владикавказа. К чести действующей команды, понимание проблемы есть. И не только понимание. За несколько лет был проведён большой объём работы по реконструкции городских улиц. Мы помним, в каком страшном состоянии находились магистральные дороги города – Армянская, Димитрова, Генерала Плиева, проспект Доватора, Весенняя, Зортова, Кирова, Бутырина и многие-многие другие. Сегодня их облик кардинально изменился.
Строятся новые участки дорог. Например, продолжение улицы Весенней в сторону Московского шоссе, Владивостокская улица, участок улицы Мичурина и т.д. Действительно, дорожно-уличная сеть Владикавказа далека от идеала, требуется её значительное расширение. Количество автотранспорта в городе увеличивается с каждым годом.
Но, конечно, нельзя сказать, что проблема снята. Да и сложно было бы ожидать этого в условиях ограниченного муниципального бюджета, хоть и при помощи республиканского дорожного фонда. Целый ряд важнейших магистралей Владикавказа каждодневно взывают о помощи. Впрочем, как и автомобилисты, проезжающие по ним. Можно назвать улицы Гастелло, Гончарова, Гадиева, проспект Коста, Августовских событий, Интернациональную, Пожарского, Московскую, Гвардейскую, Маркуса, Ростовскую, Тельмана, Карцинское и Черменское шоссе… Список большой. В любом случае, для следующего срока полномочий хватит.
Беспокоит другое – качество проведённых работ. Если уже спустя год после реконструкции дороги, как было в случае с улицей Дзержинского, она вся оказывается в ямах и колдобинах, плавно переходящих в очередные заплатки. Аналогично с улицами Весенней, Шмулевича, Максима Горького, Николаева… Нам неоднократно объявлялось, что подрядчики, выполняющие дорожно-строительные работы, несут ответственность за их качество в течение гарантийного срока, составляющего несколько лет. Вроде как должны восстанавливать покрытие за свой счёт. Но где же? Вопрос открытый.
Ещё момент: устройство люков на дорогах. Почему они должны становиться непреодолимым препятствием для машины? Тем более, если речь идёт о свежеотремонтированной улице? Сколько таких люков ежедневно мы видим, находящихся на 15 см ниже или, наоборот, выше уровня дороги? В состоянии ли городское управление с аббревиатурой УДСБиО решать этот вопрос в соответствии с действующими стандартами?
Ещё одна тревожная тема – искусственные дорожные неровности, в просторечии именуемые лежачими полицейскими. Помнится, в 2009 году, только придя к рулю управления городом, нынешняя команда обещала избавить нас от этого уродливого явления, неуместного в европейском городе.
Первые несколько месяцев слова не расходились с делами. На основных улицах города ИДН стали исчезать. Водители вроде бы вздохнули спокойнее. Но не тут-то было! Спустя некоторое время они стали возникать как грибы после дождя, порой в самых неожиданных местах. Им недостаточно дворовых проездов и периферийных улочек, уже оккупированы магистральные. Попробуйте проехать по улицам Астана Кесаева, Колка Кесаева, Коста Хетагурова, Защитников Осетии, Карла Маркса, Коцоева, Генерала Дзусова и другим – вы поймёте, о чём речь.
Доходит до абсурда. К примеру, взять улицу Генерала Плиева. Скажете, одна из главнейших улиц города? Как бы не так! Около двух месяцев назад она была украшена двумя основательными лежачими, перед перекрёстком с улицей Гастелло, причём там, где установлен светофор. А ответ управления транспорта и организации дорожного движения по этому поводу можно назвать вершиной бюрократизма. Цитируем:
«На перекрёстке улиц Генерала Плиева и Гастелло расположено учебное заведение, кирпичное ограждение которого было неоднократно разрушено в результате наездов автомобилей. Считаем, что установленная перед перекрёстком искусственная неровность позволит принудительно снизить скорость транспортных средств и предотвратить дорожно-транспортные происшествия. Устройство ИН в данном месте предварительно согласовано с Управлением ГИБДД МВД по РСО-Алания».
Можно себе представить, с какой скоростью должны двигаться автомобили, чтобы «неоднократно разрушить» кирпичное ограждение. Если это происходит ещё и с завидной регулярностью, тогда правильнее будет соответствующим структурам расписаться в собственном бессилии и некомпетентности, чем создавать препятствия на дороге для законопослушных граждан, которых, смеем заметить, гораздо больше, чем нарушителей.
Установка ИДН – яркий образец того, как нежелание решить вопрос в рамках закона прикрывают «заботой о гражданах», тем более – о детях. Горожане пишут письма в инстанции, вплоть до Совета безопасности ООН, а мудрые чиновники тут же принимают решение: принудительно снижать скорость движения автомобилей на дороге. Господа, вы не пробовали их дустом?
Предлагаем замечательное решение: объявить Владикавказ городом, свободным от движения транспорта. Пешеходной зоной. И все проблемы снимутся разом. Даже на проспекте Мира больше не понадобится придумывать новые способы бороться с нарушителями.
Итак, получается опять: хотели как лучше, а сделали – как всегда. Если нынешняя команда городских управленцев сумеет заручиться поддержкой горожан на следующий пятилетний период, то, надеемся, хватит политической воли и управленческих навыков, чтобы избавить город от ИДН хотя бы на всех основных улицах. Кто бы ни писал письма в ООН.
Зато необходимо отметить положительное явление: установку металлических ограждений на улицах. Мероприятие, которое необходимо довести до логического завершения. Учитывая «высокий» уровень знания ПДД нашими гражданами (а речь в первую очередь о пешеходах) и, в то же время, значительную лояльность к ним законодательства и сотрудников ГИБДД, мы видим, что способов предотвратить переход дороги в неположенном месте относительно немного. Ограждения – один из эффективных.
Да, имеются противники у этой меры, указывающие на её отрицательные стороны. Но, на наш взгляд, лучше предотвратить травму или гибель человека, чем смотреть на эстетическую прелесть открытых тротуаров. Поэтому – ограждениями нужно охватить все основные улицы города. Необходимо заставить пешехода понять, что дорогу надо переходить только в определённых местах и на нужный сигнал светофора. Опять же, одними призывами к сознательности мы не решим проблему.
Ежедневно мы можем наблюдать, как горожане, в том числе – дети, юные девицы и убелённые сединами старики – штурмуют бетонные разделительные на улицах, перебегают дорогу прямо перед потоком автомобилей, позволяют себе считать «зеброй» расстояние 20 м справа и слева от неё. И вогнать такое поведение в рамки закона – требование жизни. Скажем другое: пора прекратить высаживать только кустики на разделительных и вдоль дорог: они не служат препятствием. Речь должна идти о капитальных ограждениях.
Впрочем, пора перейти к другому вопросу – работы общественного транспорта. Хотя работы как таковой маловато. Объявленная пять лет назад оптимизация маршрутной сети не принесла ожидаемых результатов. Автобусный маршрут №28 был объединён с №1. Были упразднены созданные несколькими месяцами ранее маршруты №53, 54 и 55. Маршрут №10 продлён до посёлка Карца, за счёт чего упразднён №12. Вот, собственно, все достижения оптимизации.
Хотя планов было громадьё. Предполагалось из более чем 50-ти оставить около 30 маршрутов. За счёт этого должно было сократиться количество единиц подвижного состава. Нам обещали, что одна из целей оптимизации – замена маленьких и крайне неудобных микроавтобусов типа «Газель» на более вместительные автобусы малого класса. Речь шла и о контроле над графиком движения. Не секрет, что частники, оккупировавшие автобусные линии Владикавказа, не считают себя чем-то обязанными пассажирам. Хочет такой горе-предприниматель заехать домой в любое время – без проблем. Есть желание – отвлечётся на свадьбу, поедет на похороны, на рынок, да куда угодно. Вроде как сам себе хозяин.
Горожане давно бьют тревогу: такой «общественный транспорт» нам не нужен. Он должен работать по часам, с раннего утра до позднего вечера. Каждый житель и гость города должен быть уверен, что и в 6 утра, и в 10 вечера он безо всяких хлопот доберётся до места назначения. Должны работать вместительные автобусы, которые даже в час пик позволят занять место в салоне.
Факт остаётся фактом: ничего из перечисленного не решено за прошедшие пять лет. Сделана робкая попытка в виде создания муниципального предприятия «Владавтотранс», взявшего в аренду у другого предприятия – «Владгортранса» – несколько десятков автобусов «Хёндай». Они лишь разбавили транспортный хаос Владикавказа, но не организовали его. Не стало панацеей и создание диспетчерской службы, и широко прорекламированное внедрение ГЛОНАСС.
Для того, чтобы убедиться, что дела обстоят именно так, не нужно читать отчётов и бравурных статей. Достаточно выйти на улицу и попробовать воспользоваться чем-то, напоминающим общественный транспорт. А заодно выяснить, что главные нарушители на дороге – именно водители маршрутных такси, которым не указ ни ПДД, ни знаки, ни остановочные пункты. Они чувствуют себя королями улиц. Попробуйте сказать им слово – и вы значительно обогатите свой лексический запас. А последний писк моды для них – включать аварийную сигнализацию даже при посадке-высадке на остановке.
Отдельно необходимо сказать о городском электрическом транспорте. Бывший трамвайно-троллейбусным городом, при нынешнем составе думы Владикавказ потерял троллейбус. Официальная причина – муниципальный бюджет не в состоянии тянуть два вида электротранспорта, троллейбусное хозяйство требует коренной реконструкции, денег на это нет. Вердикт – консервация. Всем нам ясно, что стоит за консервацией. Тем более, что территория троллейбусного депо уже в значительной части застроена жилыми и офисными зданиями. Деньги появятся – видимо, будем строить новое.
Хорошо то, что, несмотря на наличие противников даже на уровне республиканского правительства, наш трамвай жив. Жив, несмотря на аховое состояние путей, контактной сети, подстанций, депо и ПТО. Жив, вопреки пророчествам о его смерти. В плюсы АМС можно смело записать то, что инициировали замену трамвайных рельсов. Новые уложены уже на улицах Кирова, Маркова, Генерала Плиева, небольшом участке проспекта Мира.
Главное – есть желание, чтобы трамвай возрождался. Надеемся, что в новой пятилетке курс будет не просто продолжен, но и усилен. Ибо ещё год-два, и иссякнут запасы старых «Татр» в Германии. Нужно будет решать вопрос приобретения принципиально нового подвижного состава. А это уже совсем другие деньги. И, конечно, к этому моменту трамвайное хозяйство города должно быть приведено в более-менее приличное состояние. Такими темпами, как это происходит сейчас, финиша ждать очень не скоро.
Имеется ещё позитив. В 2013 году в генеральный план Владикавказа было внесено предложение о продлении трамвайных путей в новые микрорайоны – «Новый город», 19-й, за рынок «Викалина» и т.д. Дело нужное. Только вот, сомневаемся, что сил хватит. Возродить бы в сроках генплана (до 2025 г.) ту сеть, которая есть. Нельзя не сказать о том, что полное восстановление троллейбусного хозяйства в финансовом выражении значительно легче решается, чем участок трамвайного. Но то, что трамвай должен жить, не подлежит никакому сомнению.
Город стал обзаводиться остановочными павильонами и соответствующими знаками перед ними. Начиналось всё с инвестиционного проекта по строительству таких модулей. Предполагалось, что инвестор окупит вложенные средства за счёт эксплуатации рекламной площади. В итоге же вандалами были разбиты все застеклённые витрины с подсветкой, подпорчены сами павильоны. Новые павильоны ещё появляются на улицах Владикавказа, меньших габаритов, чем первоначальные, без витрин с подсветкой. Правда, совершенно безобразными остаются маршрутные указатели, и в содержательном, и в эстетическом, и в антивандальном смыслах. Ещё один минус – никто и не думал приводить в порядок разбитые витрины павильонов. Не хотим верить, что это способствует облагораживанию вида города. Скорее всего, суть в несогласованности действий чиновников и инвесторов.
Наверное, порядок должен начинаться с каждого из нас, верно? Но что же делать, если под знаком «Остановка запрещена» стоят автомобили не простых жителей Владикавказа, а сотрудников МВД, как это происходит на улице Ленина? А потом мы рассуждаем о том, что во Владикавказе не хватает мест для парковок. Конечно, эвакуатор не хочет везти на штрафплощадку машину полицейского чина. Уже несколько лет идёт речь о строительстве дополнительных паркингов, но реализации пока нет.
Но не лучше ли, чем ломать голову над тем, где изыскать места для парковки, всё-таки ограничить въезд в центр Владикавказа? Прекрасное решение, которое бы полностью отвечало статусу исторического города и интересам всех нас. Заодно бы дополнительные пассажиры пришли на трамвай. К примеру, объявить закрытым для автомобилей участок между улицами Фрунзе, Коста Хетагурова, Джанаева и берегом Терека. С проездом только для «скорой» и машин МВД при исполнении.
Взглянем, во что превратились улицы рядом с вузами – СОГУ, ГГАУ, СКГМИ. Не пройти – не проехать. «Бедные» студенты сплошь и рядом приезжают на машинах, причём на крутых иномарках. Ими заставлены все прилегающие к этим учебным заведениям улицы – Ватутина, Кирова, Николаева, Тельмана и др. В чём провинились остальные? Почему эта проблема не решается ни на миллиметр? Не следует ли сесть за стол переговоров представителям АМС Владикавказа, ГИБДД и руководства данных вузов, чтобы прийти к конкретным решениям? К примеру, чтобы вузы построили паркинги для сотрудников и студентов, либо привели в порядок улицы, создали дополнительные парковочные карманы.
Генплан и новые микрорайоны
В марте 2011 года Владикавказ обрёл новый генеральный план, рассчитанный до 2025 года. Много хорошего обещал он всем нам. Вплоть до включения населённых пунктов Ногир и Михайловское в городскую черту, застройку обширных новых микрорайонов на западе и северо-западе Владикавказа, благоустройство территорий садовых товариществ. Даже развитие троллейбусных линий на новых участках.
Часть из этого реализуется. Уже практически готовы к заселению микрорайоны 31 и 32. Активно строится 18-й. Совсем недавно заложена капсула на месте строительства обширного «Нового города» вдоль Архонского шоссе. Развивается городская инфраструктура, увеличивается плотность дорог. В разные части города приходят крупные торговые центры и сетевые магазины.
В то же время, тихо, задним числом, был аннулирован пункт о том, что Ногир и Михайловское станут территорией Владикавказа. Это при том, что они с ним уже практически сливаются. Сразу же забыто всё, что касалось троллейбуса. Очень слабо решаются вопросы садовых товариществ.
Но, в любом случае, город развивается. Может, временами конкретная реализация отступает от генерального плана, но нельзя не видеть того, что Владикавказ растёт и застраивается на глазах. Хотелось бы, чтобы в такт поспевало улучшение инфраструктуры.
Особо грустная тема – развитие производств на территории Владикавказа. Хотя это и не компетенция городских властей, но обойти этот вопрос нельзя. Мёртвая промзона. Разбитые дороги на востоке Владикавказа. Практически никаких крупных предприятий. Инвестиционная привлекательность оставляет желать лучшего.
Выводы
Да, городской властью сделано немало. И в плане благоустройства (набережные, угловые зоны отдыха, озеленение), и по застройке новых районов, развитию инфраструктуры.
Мы сознательно не стали затрагивать многие стороны жизни Владикавказа: здравоохранение, социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д. Постарались сделать определённый срез. Каким он получился – судить всем нам. 14 сентября 2014 года.
Казбек ТАУТИЕВ,
председатель ОД «За наш Владикавказ»
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |