5 июля 2018 г.
Премьера спектакля «Оркестр» французского драматурга Жана Ануя намечена на новый театральный сезон Русского академического театра имени Е. Вахтангова. Пока же постановщики — художественный руководитель московского Детского музыкального театра юного актёра Александр Фёдоров и режиссёр по пластике Маирбек Матаев — люди известные и очень востребованные и в России, и в мире, решили проверить своё «детище» на зрителе в рамках пресс-показа. Зрителей оказалось много: члены правительства, депутаты, люди самых разных профессий, конечно, журналисты, которые и должны были определить: «пойдёт» спектакль или нет.
Трудно ответить за всех, да в этом и нет необходимости. Спектакль должен иметь различную трактовку и вызывать споры. Это абсолютно нормально, значит, он живой. Плюс этот очень зрелищный. Как сказал Маирбек Матаев: «Оркестр — музыкально-драматический пластический спектакль, адаптированный под географию». Он изобилует интересными режиссёрскими находками, которые подхватил и воплотил в жизнь великолепный актёрский ансамбль. Актёры как бы надели концертные платья, встроились в ширму-домик и побежали по кругу: музыка, музыка, музыка, споры, откровения, даже секс в кратких перерывах между выступлениями. Что играют? Да какая разница. Жизнь потеряла свою индивидуальность, всё по минутам, как по нотам. И только в редкие моменты «вне» оркестра пробивается истинное лицо персонажа, очень далёкое от «концертного».
Большая часть действия происходит, где бы вы думали, в уборной. Да, да, именно там хочется сплетничать, секретничать и рвать душу. Доходит до того, что в унитазе вдруг обнаруживаются индийские сари. На вопрос: «Почему местом встреч выбрана уборная?» — Фёдоров отвечает: «Да за 30 лет работы я убедился, что это особое место для актёра. А раз так…». Помимо ширм — конструктора и колоритного унитаза, который как бы является третьим участником всех творческих дуэтов, ставя смачную точку сливом воды из бочка, к авторским «плюсам» можно добавить искусственный дым, создающий рельеф, объём на сцене и даже особое настроение.
Конечно, шкатулка рано или поздно должна была треснуть. Это случилось. Одна из актрис покончила с собой. Опять же в туалете. И вот тут оркестр, что называется, воспарил. Сыграл, наконец, что-то значительное и важное. В мечтах, в грёзах, в потустороннем мире.
«Большое удовольствие было сотрудничать с Русским театром, — делится впечатлениями Александр Фёдоров. — Хотелось бы повторить. Есть Чехов, есть сказки, есть музыкальные постановки…».
Что касается «Оркестра», то он, безусловно, будет жить. Кстати, режиссёр дал ему точное определение — «фестивальный». Компактный, стильный, динамичный, он может украсить собой любой творческий форум. Надеемся, что так оно и будет.
Тамара БУНТУРИ
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |