Может, не всё так безнадёжно в жизни простого человека? Может, есть те, которые протягивают руку помощи отчаявшимся, тем, кто потерял надежду? Могу сказать точно: они есть! Те единицы, помогающие людям без всякой огласки, без пафоса, они делятся с той добротой, которая заложена в них, со страждущими.
О том, что происходит сегодня в обществе с приоритетами национального сознания и поисками выхода из нелёгкой ситуации, наш разговор с депутатом Парламента созыва РСО-Алания Зелимханом Ватаевым.
– Зелимхан Махарбекович, Вы известный в Северной Осетии человек. Мне было бы интересно, если бы Вы рассказали немного о себе, потому что Ваша приверженность ко всему национальному восхищает. Откуда у Вас это чувство?
– Ну, я не такой уж необыкновенный, а всего лишь рядовой осетин. Родился в 1952 году в с. Старый Батако. Нас было шестеро, жили, как и большинство, весьма бедно. Сравнительно недавно закончилась война и отпечаток утрат ещё сильно чувствовался во всём. Я помогал отцу в домашних работах как мог, пытаясь хоть как-то облегчить нашу жизнь, чему следую до сих пор. Спустя время я закончил экономический факультет в одном из вузов Кисловодска, работал на разных должностях. Как видите, ничего необычного нет в моей жизни.
– Не могу не спросить о Вашей депутатской деятельности. В каком направлении Вы работаете?
– Мы работаем над принятием законов, которые могут способствовать повышению благосостояния народа. Жизнь распорядилась так, что есть ощутимый разрыв между городом и селом. Сама сельская инфраструктура оказалась заброшенной. Поэтому я стараюсь по мере возможности оказывать помощь сельским школам и детсадам в плане ремонта помещений как текущего, так и капитального характера.
– Лет 20 назад, возвращаясь из Алагира во Владикавказ на машине, я слышал песню, посвящённую Вам, на осетинском языке. Я запомнил только две строки, которые перевёл таким образом: «Зелимхан Ватаев – пример для молодёжи»… Потом уже мой знакомый певец Руслан Гаджинов пересказал мне весь текст. Как пришла идея песни?
– Знаете, я не принадлежу к тем людям, которым нравится быть в центре внимания. Я не историческая личность. Ну, а что касается песни, что я могу сказать? Если она послужит примером для молодёжи, то пусть так и будет.
– Какие качества Вы цените в человеке?
– Верность данному слову, ответственность, преданность своему народу – вот три составляющих компонента, которые определяют духовность человека.
– Что вызывает у Вас неприязнь?
– Я не могу смириться с тем, что у нас есть люди, которые находятся в плену наркотиков и алкоголя. Ведь такой человек является врагом своего народа, даже неосознанно. Когда я встречаюсь на второй день с такими «героями», я им напоминаю об их вчерашнем дне, и дай Бог, если кто-то извлёк урок из своей неприглядности.
Надо изживать эту напасть, нас не так много, чтобы закрывать глаза на трагедию даже одного человека.
– Я слушаю Ваши ответы, и удивляюсь прекрасному осетинскому языку. Поэтому хотелось бы услышать Ваше мнение о родном языке. В каком состоянии он находится?
– Положение тревожное. Всё больше родителей отказываются от изучения своими детьми осетинского языка. Забываются песни, танцы. Вы посмотрите на наши свадьбы: я давно уже не видел национального танца!
Мне вспоминается эпизод, когда мы вместе с Ахсаром Чеджемовым (светлая ему память) были на одной свадьбе, где танцевал и наш великий «Симд». Я случайно посмотрел на Ахсара, у него из глаз катились слёзы, и он воскликнул: «Кто сказал, что осетинского танца больше нет?! Вы посмотрите!».
Вот такое до боли сердца должно быть отношение к национальной культуре. Есть редкие очаги родного языка, но этого мало.
– Как Вы считаете, должны ли депутаты парламента республики и вообще высшая власть говорить на осетинском языке? То есть выступать с докладами и т.д.?
– Скажу прямо: не должен, а обязан, так как мы живём в Осетии. Власть представляет Осетию и странно, когда в других регионах национальные языки для властей являются доминирующими в общении с народом, а у нас становятся чем-то закулисным, вроде бы мы стыдимся своего языка.
– Многонациональный народ Северной Осетии, её гордость – что значит для Вас?
– Это богатство души нашего народа! Наверное, мы один из самых толерантных народов в мире. Я всегда вспоминаю защитников Суарского ущелья – морских пехотинцев, ценой своей жизни отстоявших свободу Осетии. Там были люди разных национальностей.
«Встречает рассветы и провожает закаты застывший в последнем броске на дот Пётр Барбашов…». Вот вам мой ответ.
– Кто из осетин прошлого является для Вас образцом?
– Мой отец, который воспитал нас людьми, осетинами в высшем смысле. Мой дед, Садул Ватаев, светлые люди: Александр Дамбегов, Георгий Отараев, Саханджери Дзуцов. Для меня также являются образцами дела и поступки тек, кто вернулся с войны и работал на благо нашего народа.
– Каково Ваше мнение о судьбе Южной Осетии?
– А какое может быть мнение о судьбе родного брата? Мы должны быть вместе, это моя неизменная и однозначная позиция! Только так мы будем спокойны друг за друга. Никакая политическая конъюнктура не должна помешать нашему объединению – вековой мечте осетинского народа! Хочу видеть Осетию сплочённой и счастливой до единого человека. Это я возвожу в абсолют.
– Каков Ваш личный девиз?
– Быть всегда со своим народом и в дни испытаний, и в дни радости.
– Спасибо и удачи Вам!
P.S. Завершилась наша беседа. Хотелось о многом написать, но газетные рамки не позволяют. Недавно в одной из квартир ночью погас свет, как выяснилось, он был отключён за долги. Как быть? Работать на электровышке в позднее время запрещается, а в квартире мать с маленькими детьми. Звонки частным электрикам также ни к чему не привели, и тогда Зелимхан поехал в Беслан. Оплатил женщине счета, привёз электриков и вопрос был решён.
Это всего лишь один эпизод из множества добрых, благородных для народного депутата. Он лично мне напоминает героев В. Икскуля из «Кавказских повестей». Советую прочесть, если кто не читал, чтобы полнее был портрет осетина, человека и гражданина Зелимхана Махарбековича Ватаева.
Сергей ЦХУРБАЕВ