Политика и христианство
Уникальное издание «Осетия в кавказской политике Российской империи» привлечёт внимание как учёных, так и самого широкого круга читателей. В сборник документов и материалов, составителем которого выступает Альбина Хамицаева, включены редкие документы, касающиеся участия осетин в Кавказской войне и их отношения к движению имама Шамиля. Здесь же впервые публикуется целый пласт документов, освещающих переселение осетин в Турцию, распространение христианства среди осетинского народа.
«Различные аспекты проблемы Кавказской войны до настоящего времени продолжают оставаться острой «болевой» точкой современной исторической науки. Разброс мнений огромен, точки зрения разных исследователей на исторические события времён Кавказской войны подчас противоположны. В этой связи особенно важен, на наш взгляд, дифференцированный подход, т.е. необходимо выявить и всесторонне изучить особенности преломления одной и той же проблемы в контексте истории различных кавказских народов. Только такой подход способен воссоздать картину исторической реальности во всей полноте и достоверности. Тем более важно введение в научный оборот новых архивных документов и других источников, прежде не использовавшихся и не исследованных», — справедливо отмечает составитель. Подчёркивается и то, что некоторые документы по своему содержанию касаются и исторического прошлого соседних народов — кабардинцев, чеченцев, ингушей.
Безусловный интерес вызовут и свидетельства, освещающие деятельность Осетинской духовной комиссии, сыгравшей важнейшую роль в процессе интеграции Осетии в российскую государственность. Благодаря им можно, в частности, проследить важные этапы восстановления православия в тех или иных обществах Осетии.
«В самые трудные и ответственные для российского государства периоды осетины никогда не изменяли раз и навсегда сделанному политическому выбору и с честью демонстрировали лучшие качества, присущие всему народу — рыцарскую верность, преданность долгу, бесстрашие и самоотверженную храбрость», — этот вывод составителя подтверждён множеством свидетельств. В том числе — тех представителей интеллигенции, которые с тревогой писали о том, что при массовом переселении «доступного образованию на европейский лад» осетин в Турцию, Закавказье «утеряет своё преобладающее значение, приобретённое во время русского владычества, и начнёт поглядывать в сторону». Течение времени показало, что духовные скрепы крепки, а благодатный край способен строить своё будущее в созвездии самых разных национальностей...
Душа, распахнутая настежь
Всем тем, кому только предстоит окунуться в мир откровений распахнутой души молодой поэтессы Залины Губуровой, можно позавидовать. И дело не только в том, что в своём первом поэтическом сборнике «Время не вернуть» она предстаёт нежным, грустным, страдающим, радующимся жизни и невероятно искренним человеком, что по определению не может не привлечь читателя. Импонирует, как отмечает «крестница» автора в литературе, народный поэт Осетии Ирина Гуржибекова, что «она будто не пишет стихи, а выдыхает на страницы всю свою боль, сомнение, веру и надежду. Она уверена, что жизнь — не только «сон в ожидании вечности», а ещё она — «подобна битве, где каждый выбирает сам, как жить, страдать, любить и верить». В ней, пока ещё только оттачивающей свой почерк тонкой натуре, поселились талант и любовь, щедро даруемые людям в виде, скажем, таких проникновенных строк:
Разве счастливы те, кто завистлив и зол?
Может быть, это просто от счастья укол
Тех, кто сеять добро так хотел, но не смог?
Или зло и добро — все одно, то есть Бог?..
Обращает на себя внимание и взгляд потенциального мастера художественного слова на то, что «время не вернуть и не догнать». В этом нет и необходимости, если ценишь каждое мгновение, даримое судьбой для того, чтобы не жалеть добрых слов и дел для окружающих, в том числе отражая их в стихотворных строках…
Часы затмения
Молодой автор, коренной владикавказец Виктор Чигир за сравнительно небольшой период творческой деятельности успел опубликоваться в таких известных литературно-художественных журналах, как «Октябрь», «Урал», «Дарьял», «День и ночь», поэтому нельзя сказать, что издательство «Ир», давая дорогу его первой книге «Часы затмения», открыло новое имя. Несомненно другое — это имя, благодаря сборнику прозы, обретёт новое звучание, следует надеяться, с новым импульсом автора к творчеству.
Издание обращает на себя внимание исследованием природы поступка современника. Герои оказываются в самых острых, критических, просто безвыходных ситуациях, после чего скрупулёзно фиксируется результат. Явно не случайно герои повести и шести рассказов — люди действия, оказывающиеся перед сложным выбором. Выбор, так или иначе, происходит, и зависит он от внутреннего заряда стойкости и убеждённости в своей правоте. Мир же для них чаще всего остаётся «ослепительно снежным и сомнительно нежным». С тем, чтобы дать уроки жизни окружающим.
Совесть при всём этом «болит», тоску можно «пить». Озлобление на всех и вся, тревога, ностальгия связаны с самыми разными обстоятельствами, но серые будни в итоге преображаются благодаря тому, что герои остаются самими собой со своими ошибками, заблуждениями, успехами... Потому и узнаёт читатель много нового о себе и окружающих тоже. Много сказано и о военных буднях героев. Это также — наша недавняя история, талантливо описанная автором. История, из которой предстоит делать выводы всем нам.
Не только для мужчин…
«Читается легко и на одном дыхании, но вот задуматься заставит о многом», — так можно охарактеризовать книгу Владимира Зангиева «Сугубо мужская история», которая заинтересует далеко не только сильную половину человечества. Рассказывается-то здесь о жизни, взаимоотношениях, описываются ситуации, в которые может попасть любой из потенциальных читателей.
Начинается всё с описания «дна жизни», причём автор делает привлекательными образы бомжа в чилийском городе, «мадемуазель-мавританки» в городе европейском и уличного музыканта в «латиноамериканском» исполнении. Вот уж действительно в любом человеке можно разглядеть положительные качества. Прозаик, о котором идёт речь, подчёркивая, что его герои лишние на празднике жизни, тем не менее, умудряется представить их так, чтобы эту самую жизнь они красили в светлые краски. Далее — уже хорошо знакомые современники, прототипы которых живут рядом с нами здесь и сейчас. Имеется и экскурс в недавнее советское прошлое, где также находилось место смешному и грустному, логичному и несуразному…