Предлагаем вашему вниманию запись последней оперы Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок».
Композитор работал над ней в течение 1906-1907 гг. Либретто по одноимённой сказке А.С. Пушкина писал постоянный соратник Римского-Корсакова В.И. Бельский, тонко чувствующий музыку и понимавший идеи композитора (до этого их совместными работами были «Сказка о царе Салтане» и «Сказание о граде Китеже»). «Додона надеюсь осрамить окончательно», – этим признанием Римский-Корсаков подчеркнул сатирическую направленность пушкинской сказки, многократно усиленную авторами оперы. Додон и его царство (царевичи, свита, бояре и раболепствующий народ) имеют гротесковую, пародийную музыкальную характеристику, высмеивающую косность и беспомощность власти последних лет российского самодержавия.
Не меньший интерес представляет другой, «сказочный» пласт оперы, типичный для творчества Римского-Корсакова. Он представлен фигурами Звездочёта, Петушка и Шемаханской царицы – воплощения холодной и «злой красоты», чарующее коварство которой приводит к гибели Додона. В музыке Шемаханской царицы отразилась традиция «русского Востока», а также новейшие приемы в области музыкальной техники, гармонии и оркестровки. По изысканности музыкального языка второе («сказочное») действие «Золотого петушка» принадлежит к наиболее ярким явлениям русского искусства начала ХХ века.
Предлагаемая запись оперы была осуществлена силами выдающихся музыкантов – солистами, хором и оркестром Всесоюзного радио. Этот коллектив с конца 1940-х по начало 1960-х гг. осуществлял большую кропотливую работу в студии, записывая редкие или вовсе неизвестные советскому слушателю оперы русских и зарубежных композиторов (А. Верстовского, А. Серова, А. Рубинштейна, Н. Римского- Корсакова, К. Глюка, Й. Гайдна и других).
«Руслан и Людмила»
Представляем оперу М. Глинки «Руслан и Людмила» в знаменитой постановке Дмитрия Чернякова. Видеозапись была произведена в формате HD в ноябре 2011 года на основной сцене Большого театра.
Глинка написал «Руслана и Людмилу» в 1842 году, добавив к стихотворениям А.С. Пушкина вирши своих друзей. Получилось произведение, о котором спорят почти 200 лет – хотя бы потому, что существует несколько редакций оперы.
Дирижёр Владимир Юровский отринул российскую традицию трактовать Глинку в масштабно-державном ключе, как Чайковского или Рахманинова, – он привёл партитуру в компанию к операм Доницетти, Беллини и Россини. Прозрачная лёгкая инструментовка, относительно камерный оркестр, чуть игривое, без пафоса, звучание. Блестящее выступление солистов: и Людмила с её колоратурами (Альбина Шагимуратова), и Руслан с его высоким басом (Михаил Петренко), и Ратмир (контртенор Юрий Миненко, сменивший традиционное в постановках этой оперы женское контральто), и Финн, он же сказитель Баян (американец Чарльз Уоркман), с Гориславой (голосистая болгарка Александрина Пендачанска).
«Руслан и Людмила» Юровского возвращает драгоценную свежесть даже самым затёртым номерам партитуры и напоминает о статусе Глинки как едва ли не первого западника русской музыки.
«Низкие струнные»
Фирма «Мелодия» представляет первый выпуск серии «Мелодия априори» – диск «Низкие струнные».
Возможно, за последнюю четверть века не выходил на русском лейбле столь необычный и неоднозначный проект! Он никак не вписывается в обычную «запись камерной музыки»: ни по составу инструментов (альт, виолончель, контрабас – с обывательской точки зрения трудно придумать что-либо более «невыгодное»!), ни по «набору» композиторов, ни даже по жанрово-стилистическому составу музыки… Представитель раннего английского барокко Мэтью Локк, Бетховен с шуточным «дуэт в очках» и его современник Бернхард Ромберг, а рядом – Альфред Шнитке, Владимир Рябов и композиторы западноевропейского авангарда.
Пожалуй, главным объединяющим моментом диска стала художественная воля (не без доли дерзости!) исполнителей – и прежде всего, альтиста, организатора и просветителя Сергея Полтавского, под эгидой которого объединили усилия виолончелист Евгений Румянцев, контрабасист Григорий Кротенко и (его роль в записи диска одна из ведущих!) звукорежиссёр Московской консерватории, создатель единого звукового пространства «низких струнных» Михаил Спасский.
Отрадно и то, что здесь мы имеем дело не с дистиллированной студийной работой, а с «живым» концертным звуком, записанным в Малом зале Московской консерватории в 2016 году. Таким образом, «Мелодия», как и много лет назад, вновь фиксирует недавнее прошлое. Одно это вселяет уверенность, что предлагаемая запись найдёт своего слушателя.
Цифровые издания вышеперечисленных альбомов доступны в iTunes, Apple Music и на других цифровых площадках.