Наши далёкие предки вследствие тяжёлых условий жизни были практичными и экономными людьми. Значит, оставленные нам в наследство праздники, вполне определённо имеют значительную смысловую нагрузку. Наверняка, они представлялись нашим прадедам, как особые формы общения с небесными покровителями, с целью укрепления духа людей, проживающих в сложных природноклиматических условиях; формирования у подрастающего поколения высоких морально-этических качеств, и, наконец, для содействия в естественном развитии народа.
С уверенностью можно сказать, что современная трансформация большинства из них в банальные застолья, наверняка, оскорбила бы их. Прежде всего, потому, что каждая из приведённых выше задач, имела ритуальную составляющую, которая нами утеряна.
Как человек, участвовавший в десятках застольях, не могу не поделиться впечатлениями, вызывающих у меня озабоченность, споры по «правильной» сервировке стола старшего.
По разному проводится ритуал передачи долей жертвенного животного молодёжи с благодарственным, напутственным тостом в разных ущельях. Вызывает недоумение и то, как за праздничными столами, вместо общепринятого в большинстве районов и ущельях разрезания пирогов восемь кусков, иные упрямо делят пирог — на семь.
Позволю прокомментировать целесообразность этих претензий на приоритеты в понимании ритуалов и традиций — с позиции социально-экономического и демографического положения районов нашей республики. Ни одно ущелье, село, а тем более фамилия в Осетии, не отмечены Богом особой благосклонностью. Все мы в равной степени переживаем демографический кризис. В сравнении с соседними народами у нас самый непрочный институт семьи, выше заболеваемость. И детей рождается из года в год всё меньше и меньше. Так, что не следует быть категоричными в этих вопросах?
Нам куда важнее задуматься над тем, что во время наших долгих застолий вместе с водкой, энергетиками, пепси-колами, выпечкой и тортами, сдобренными маргарином, мы передаём нашим детям модифицированный, вредный для психического и физического здоровья контрафактный духовный продукт.
Мир стремительно вступает в эпоху осознанности, трезвеет, набирается ума, начинает жить, развиваться и мыслить рациональными категориями. И прежде всего поэтому, а не под влиянием каких-то общенациональных программ, к россиянам вдруг пришло озарение в понимании реального вреда алкоголя. С 2007 по 2017 год количество выпиваемого алкоголя за год на душу населения по России сократилось с 18,5 литров до 10. А это, в свою очередь, способствовало увеличению продолжительности жизни населения России за эти годы на 7 лет.
Анализируя данные Госкомстата по нашему округу, выяснилось, что мужчины Осетии в сравнении с мужчинами соседних республик живут на 10–13 лет меньше. При этом, в большинстве своём, они теряют продуктивную энергетику и здоровье уже в возрасте 50 лет. Как ни горько это сознавать, но даже такая информация, неоднократно публикуемая в СМИ, никак не может заставить задуматься нашу общественность.
Потребление алкоголя, переедание, курение, малоподвижный образ жизни, и, наконец, разрушение здоровой окружающей среды, подобно чумной инфекции, убивает народы, не способные адаптироваться в современном мире. А ведь следуя законам борьбы за выживание, в эту эпоху шестой генерации человечества сохранятся и будут развиваться только народы, исповедующие трудолюбие и порядочность, лишённые меркантильных интересов и алчности.
Упреждая вопрос о пищевых ресурсах Земли и теории Мальтуса, могу уверенно заявить, что недостатка в пище не будет. Просто экологически чистыми продуктами питания будут распоряжаться в основном те, кто их будет производить, и это станет одним из главных аргументов борьбы за выживание этносов. Хотим мы это признавать или нет, но сказанное выше уже проявилось на нас.
В Северо-Кавказском регионе по смертности, по классу органов пищеварения мы в разы опережаем соседние республики. Безусловно, наши застолья являются значимыми, негативными факторами в отношении этих показателей. Например, население Чечни, Дагестана и Ингушетии питается в основном овощами и фруктами, выращенными в своих огородах и садах. А мы, отказав себе в уходе за родной землёй, довольствуемся сельхозпродуктами, выращенными, наверняка, с использованием самых разных удобрений и гербицидов.
Для подтверждения своих слов приведу пример. Выброшенная мной в огород недоеденная половина арбуза, простояла полтора месяца, как памятник, потому что никакая живая тварь даже не притронулась к ней, птицы не стали клевать её. Черви и другая живность, и микрофлора, то же старательно обошли её. Они не стали есть отравленную пищу, а мы к ней привыкли, и даже не понимаем того, что едим отравленную химией пищу.
Эта преамбула посвящена ноябрьским праздникам.
Глава республики своим Указом объявил 19 ноября выходным днём — «Днём празднования Джеоргуыба». В этом есть абсолютный резон, осетины-аланы всего мира отмечают этот праздник Джеоргуыба, называемый и Уастарджи барагбон (Уастырджийы Куван къуыри). Не буду вдаваться в подробности неоднозначного названия праздника — это дело историков. Хочу поделиться несколько иными мыслями.
Но, для начала, могу не сказать о том, что накануне праздника председателем «Стыр Ныхаса» РСО-Алания Р. Кучиевым было проведено совещание Координационного Совета этой этнокультурной организации по изменению прежнего формата и сценария празднеств. Им были даны рекомендации по активному вовлечению молодёжи к проведению танцев, игр и спортивных состязаний. Но, как говорится, пока эти благие пожелания не обрели должной поддержки населения.
Поделюсь собственными впечатлениями о прежних временах. Ещё 20, и 10 лет назад Джеоргуыба на Осетинке, и в военном городке «Весна» начинался с общих застолий с множеством тостов, обращённых к небесным покровителям, практически без каких-то элементов культурной и спортивно-массовой программы. Отдавая должное красноречию и искренности тамады и тысячекратно звучащим за этими столами пожеланиями друг другу здоровья и всяческих благ, на вторые и третьи сутки абсолютное большинство участников мероприятия оказывались по-настоящему больными людьми. Но процесс только начинался. На второй, третий и четвёртый дни — и так неделю, этому страдальцу надо было обойти близких друзей и родственников, и с бокалами в руке засвидетельствовать, т.е. поддержать все «молитвы», обращённые к Богам и святым о благополучии в жизни этих семей.
Склонен считать, что инерция сегодняшних негативных тенденций имеет иные корни. Нам надо изменить подходы в духовно-нравственном воспитании. У нас написано десятки книг о наших обычаях. Самое удивительнее в том, что практически ни в одной из них никак не регламентируется система и конкретика воспитательных мер характера и этикета девочки, девушки-женщины. Ведь именно на женщину-мать природа возложила ответственность за формирование базовых основ характера, интересов и пристрастий следующего поколения — девушек, парней; мужчин и женщин. Воспитывая девочку, мы неосознанно закладываем в её душу и сознание базовые основы духовности, этикета и культуры следующего поколения.
Хотелось бы, чтобы каждый задумался над этим, тем более, что 25 ноября объявлен в России «Днём Матери». Нам пора оглядеться и провести рекогносцировку нашей воспитательной работы. Пора сделать правильные акценты. «Природа не прощает невежества, глупости и безволия».
В книгах об осетинских обычаях написано, что за неделю до Джеоргуыба, в ноябре, в прежние времена состоялся праздник Зыгуымоны ахсав (ночь Половы.). По утверждению Гастана Агнаева, автора одной из книг, этот праздник посвящался завершению осенних работ, когда уже был убран не только хлеб, но и солома от выращенного зерна. Этот праздник предполагал: «В узком семейном кругу с тремя пирогами осетины обращаются к Уацилла и Галагону с просьбами об изобилии хлеба и скота, о защите от несчастий и невзгод».
Привёл эту справку не случайно. Думаю, что когда мы перестали вспоминать и благодарить небеса за выращенный урожай, мы утратили сакральную суть практически всех наших праздников. Перестав оказывать должное внимание труду земледельца и животновода, наши молитвы оказались лишёнными реальной силы и благодарности небесам. Не все знают о том, что Пифагор ещё три тысячи лет назад (2500) назвал земледелие — первым из богослужений. Но осетины не любят заниматься земледелием, при этом готовы каждый день за пышными столами молиться Богу. Имея плодородные земли, мы в большинстве своём кормимся от рынков. Вот почему праздник Зыгуымон ахсав оказался не нужным для нас. Какой резон благодарить небеса за изобилие урожая и пастбищ, если нам нужно, прежде всего, побольше денег!
Теперь немного науки о материальной сути молитв и биоэнергетики человека. Начнём с того, что вокруг физического тела, подобно кокону, существует несколько биополей. Эти биополя выполняют как функцию защиты физического тела, так и являются фактором информационного взаимодействия людей друг с другом. Без детализации структуры биополей можно сказать, что организм живого человека представляет из себя настоящий биолазер. И в этом биоэнергетическом процессе основная роль принадлежит воде. Она посредством молекул белков, жиров и углеводов структурируется, создаёт ячейки.
Эти ячейки, биокластеры, образованные водой, чутко и когерентно реагируют на музыку, слова и молитвы, несущие эмоциональную нагрузку. В этом-то и заключена биофизика всех чудес, связанных с молитвами. Человеческое тело на протяжении тысячелетий накапливало формы психофизиологического реагирования на вибрации речи человека. Кстати говоря, компания шаманов и молитвы в церквях и мечетях влияют на человека аналогичных образом. Это доказано серьёзными исследованиями. Хочется задать вопрос осетинам: при чём тут водка? Алкоголь к реальной молитве никакого отношения не имеет.
И ещё о наболевшей теме религиозных пристрастий и идей. В нашей многоконфессионалъной республике к этому вопросу следует подходить с особой деликатностью. Чтобы она не стала фактором разобщения и противостояния в нашем осетинском сообществе. Трудно не согласиться с мнением Махатме Ганди в ответе на этот сложный вопрос: «У Бога нет религии. А ещё у Бога нет канонов, пяти столпов... Ему всё равно — едим ли мы яблоки до Спаса, готовим ли мы молоко и мясо на разных плитах, едим ли мы пищу в светлое время суток. Он не требует читать намаз, совершать обрезание, и верить в то, что мир основан на страдании. Всё это выдумали люди, и из-за этого было столько войн...».
В завершении этого неоднозначного материала ещё одна принципиальная мысль в контексте предложенной темы. В недавно изданном календаре «Осетинских дат и праздников» на 2019 год оказалось более 140 дат. Обычное участие хотя бы в десятой части этих мероприятий, да в придачу, ещё и десятков свадеб, и поминальных застолий, может стоить не только здоровья, но и жизни половине мужчин Осетии!
Следовательно, такая информация о датах и событиях не целесообразна. Один из самых уважаемых представителей старшего поколения Осетии-Алании Ким Агаев рекомендует в этот календарь дат и событий осетинского народа включать только наиболее значимые, общенациональные праздники и даты. А все остальные — ущельские, фамильные, сельские праздники и кувды издавать отдельно.
Владимир ХАТАГОВ