В южной части города Владикавказа, перпендикулярно дороге, ведущей к Дарьяльскому ущелью, расположена улица, носящая имя Грибоедова. Мне неизвестно никакого строения на этой улице, которое было бы связано с биографией драматурга. Скорее всего (как и расположенная почти параллельно ей улица Гадиева) она напоминает нам о Военно-Грузинской дороге, пути, с которого Грибоедов уже не вернулся, а для Гадиева он стал последним…
В отличие от Пушкина или Лермонтова, Александр Сергеевич Грибоедов (04.01.1795 – 30.01.1829) не переводился на осетинский язык. Коста Хетагуров (1895) написал стихотворение «Памяти А.С. Грибоедова», но оно мало кому известно.
В Осетинском театре À la мольеровское «Горе от ума» (1824) никогда не ставилось. Да и в Русском драмтеатре Владикавказа пьесу показывали лишь в 1930-х годах. Шансы увидеть новую постановку с каждым годом вряд ли повышаются.
Что остаётся в памяти о Грибоедове? Заголовок – «Горе от ума», Чацкий: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»; диалог с Софьей: «Где же лучше» – «Где нас нет»; Фамусов: «Ну как не порадеть родному человечку!» Пожалуй, и всё. Может, ещё Пушкин, встреча на перевале («Путешествие в Арзрум»): «Что вы везёте?» – «Грибоеда»…
Впервые, как пишет историк Феликс Киреев, Грибоедов посетил Владикавказ в 1818 году. Это одновременно и первый факт пребывания во Владикавказе масона – Александр Сергеевич вступил в масонскую ложу в 1816 году. Сохранилось описание Грибоедовым Владикавказа 1818 года: «…На плоском месте: красота долины. Контраст зелёных огородов с седыми верхами гор». С 1822 года Грибоедов — секретарь по дипломатической части при потомке Чингиз-хана, генерале Ермолове.
Последний раз Грибоедов проезжал Владикавказ в 1828 году. Со слов Кюхельбекера известно, что 1 июля он столовался у полковницы Огарёвой, а 2 июля уехал. «Полковница» Мария Николаевна Огарёва из рода владимирских дворян Акинфовых, супруга жандарма Ильи Ивановича Огарёва (1780 – 1854), будущего губернатора Перми.
Мать Грибоедова и бабушка Ильи Огарёва были сёстрами. Прототипами Платона Михайловича Горича и Натальи Дмитриевны в пьесе «Горе от ума» и стали Илья Огарёв и его супруга.
Илья Иванович в 1828 году не служил во Владикавказе. Поэтому неизвестно, что здесь делали Огарёвы, имели ли казённое жилье или собственное и где само это домовладение располагалось. Кстати, в воспоминаниях у Кюхельбекера произошло наслоение событий. Полковником Огарёв стал на самом деле уже после смерти Грибоедова, в сентябре 1829 года.
Выехав вечером в сумерках 3 июля 1828 года из Коби, Грибоедов успел возвратиться, когда неожиданно обнаружилось, что впереди сосредоточились около трёхсот осетин. Судя по наличию оружия, с не очень добрыми, по отношению к путешественникам, намерениями. Благодаря предосторожности, Грибоедов миновал «злой пули осетина».
7 октября 1828 года Грибоедов прибыл в Тевриз, где располагалась резиденция посла Российской империи в Персии. С 9 января 1829 года Грибоедов укрывал на территории посольства в Тегеране наложниц (двух армянок или армянку и грузинку) из гарема зятя шаха, бывшего премьер-министра (визиря) Персии 1824 – 1827 годов Аллаяр-хана. 31 января 1829 года посланник Грибоедов и 35 казаков охраны были зарезаны собравшейся в Тегеране многотысячной толпой.
Казалось бы, несомненный факт враждебности «гаремной цивилизации» (как сказал бы Пушкин) по отношению к России. Тем не менее, Николай I охарактеризовал его «злополучным тегеранским происшествием». Очевидно, у него была информация, позволявшая делать такой вывод.
Несмотря на дипломатический иммунитет, жизнь дипломатов не избавлена от угроз. Но всё же эту профессию не найти в перечнях и рейтингах опасных занятий. Дипломаты – не военные и не полицейские. Нападают на них значительно реже. Никогда не слышал, например, об убийстве дипломатов в Дании или в Норвегии. В русской истории (после убийства монгольских послов в 1223 году перед битвой при Калке) убийство посла случилось всего один раз – в Москве 6 июля 1918 года: был убит посол Германии Мирбах. Правда, позднее, 31 августа 1918 года, в Петрограде при задержании по делу «заговора трёх послов» в перестрелке с чекистами был застрелен сотрудник британского Foreign Office Кроми, но он был дипломатом рангом пониже – военно-морской атташе.
Когда не хватает количественных данных, обобщения становятся малоперспективными. Тем не менее, попробуем провести криминологическую раскладку.
У Грибоедова и Мирбаха, кроме должности – ничего общего. Однако, обстоятельства их гибели показывают пересечений больше, чем можно было ожидать на первый взгляд.
Исторический контекст
|
По окончании русско-персидской войны 1826 – 1828 гг. и заключения Туркманчайского трактата 1828 г.
|
По окончании участия России в Первой мировой войне 1914 – 1918 гг. и заключения Брестского мирного договора 1918 г.
|
Экономические отношения
|
Проигравшая сторона (Персия) выплачивала победителю тяжелую контрибуцию – 20млн руб. серебром.
|
Проигравшая сторона (Россия) выплачивала победителю тяжёлую контрибуцию – 250 тонн золота.
|
Международная ситуация
|
Победившая сторона (Россия) находится в момент убийства посла в состоянии войны с третьими странами (русско-турецкая война 1828 – 1829 гг.)
|
Победившая сторона (Германия) находится в момент убийства посла в состоянии войны с третьими странами (война Германии с Антантой 1918 г.)
|
Организатор покушения
|
Аллаяр-хан, бывший первый министр Персии, зять шаха, сторонник ориентации на Англию.
|
Партия левых социалистов-революционеров (сторонники ориентации на Антанту) – в правительственной коалиции (Совете народных комиссаров) с большевиками.
|
Выгодоприобретатель
международного конфликта
|
Англия, в целях обеспечения безопасности владычества над Индией
|
Англия, заинтересованная в ослаблении Германии.
|
Установлен исполнитель убийства Мирбаха – Яков Блюмкин. В 17 лет в 1917 году вступил в партию левых эсеров. В мае 1918 года прибыл из Одессы в Москву. По направлению своей партии возглавил целый отдел в аппарате ВЧК Дзержинского. Наверное, ни в партии российских левых социалистов-революционеров, ни в ЧК не было более зрелых и подготовленных кадров, чем он. 6 июля 1918 года, исполняя решение ЦК ПЛСР, Блюмкин зашёл в посольство Германии по удостоверению сотрудника ВЧК и застрелил посла Германии Мирбаха.
Известно, что в 1918 году Блюмкин прибыл в Москву вместе со своим земляком и родственником Соломоном Розенблюмом (Сидней Рейли) – агентом (в том числе по Кавказу) британской Secret Intelligence Service, SIS, с 1897 года.
Как авантюристу Блюмкину было чему поучиться у Розенблюма. В 1920 году, уже перейдя в партию большевиков, Блюмкин был направлен с военно-политической миссией в Персию. Здесь на базе партии «Адалят», куда входили многие горские евреи, он принял участие и в создании Коммунистической партии Ирана.
Розенблюм – Рейли нашёл свою смерть в 1925 году. Где-то в Сокольническом лесу или на Воробьёвых горах он был застрелен негласным сотрудником ОГПУ, бывшим прапорщиком царской армии и Георгиевским кавалером Ибрагимом Абисаловым. Операцию по ликвидации Рейли возглавлял Артузов (Фрауче), под руководством которого десять лет спустя начнёт свою работу в разведывательном управлении РККА Хаджи-Умар Мамсуров.
Сходство обстоятельств убийства российского и немецкого дипломатов даёт основание предположить их сходство и при организации убийств. В частности, отметим следующее. Известно, что персидские евреи уже со второй половины XVIII века были ориентированы на Англию и работали на английскую разведку. В самом Тегеране в начале XIX века жили около 100 еврейских семей. Бесспорно значение евреев в торговле «живым товаром» с эпохи Хазарского каганата, экспедиции Колумба и до наших дней.
Женщины, просившие убежища у Грибоедова, попали в гарем не по своей воле, а были проданы как наложницы, возможно, через еврейских спекулянтов. Прежний хозяин, по всей видимости, сохранил контакты с проданными девушками и обещаниями свободы устроил им побег в посольство России. После этого поднять возмущённых персов на выступление против оскорбивших мусульманские устои русских гяуров было уже делом несложным…
Олег КАММАРЗАТИ