Ледовая арена построена во Владикавказе несколько лет назад. Это событие дало импульс развития таких зимних видов спорта, как хоккей и фигурное катание. Для того, чтобы узнать об этом побольше, мы повстречались с настоящим энтузиастом хоккея, заместителем директора Школы зимних видов спорта Маратом Арсаговым.
– Марат Асланбекович, расскажите пожалуйста о североосетинском хоккее.
– Нашему хоккею всего 5-6 лет, но интерес к нему постоянно растёт. Особый наплыв был после сочинской Олимпиады. Одного льда уже не хватает. Есть острая необходимость по крайней мере в ещё одном. Если в прошлом году у нас во всероссийских первенствах участвовало три команды, то в этом уже пять. Соответственно урезается время тренировок. То же касается и фигурного катания. Ледовая арена содержится на 90% за счёт бюджета. А массовое катание, которое приносит небольшой доход, нам тоже приходится урезать. Сейчас осталось только два раза в день, в 12 часов дня и после 20 часов.
– Перед Олимпиадой говорили, что многие ледовые дворцы потом разберут и перевезут в регионы…
– Да, хотели все разборные сочинские объекты раздать по регионам. Но когда посчитали, оказалось, что разобрать, перевезти и собрать объект обойдётся дороже, чем построить новый. В итоге решили никому не раздавать, а просто сделать там круглогодичные лагеря.
– То есть разборные оказались неразборными?
– Как это у нас обычно бывает. Нам же нужен хотя бы не дворец, а просто лёд для тренировки. Потому что мы не можем набрать новые возрастные группы. Это очень хорошо, что есть много желающих заниматься, но наши возможности пока отстают от потребностей. А когда у нас только начинался хоккей, то не было проблем ни с тренировками, ни с массовым катанием. Ледовая арена ведь очень востребована для массовых мероприятий.
– Пытались заливать открытые площадки?
– Да, но они не выдерживали колебания температуры. А такой лёд значительно разгрузил бы нас.
– Есть ли хоккей в наших соседних регионах?
– В Грозном в торговом центре есть небольшой лёд. Хоккей уже начинается. Слышали, что Рамзан Кадыров заложил первый камень под строительство Ледового дворца для команды Континентальной хоккейной лиги. Посмотрим, что получится. В Ингушетии построена Ледовая арена, и хоккей уже набирает обороты. Раньше они приезжали к нам на тренировки, а теперь сами получили такую возможность. В Кабардино-Балкарии есть любительский хоккей среди взрослых Ночной хоккейной лиги. Они тренируются в Ингушетии. Однако из южных регионов первопроходцы хоккея – это всё же мы.
– Можно ли подготовить команду КХЛ из местных хоккеистов?
– У нас самые старшие пока 14-летние. Но я считаю, что это не главное, готовить профессионалов. Наши условия сильно отличаются от других регионов России. Например, в Казани приводят по 200 человек одного возраста в школу «Ак-Барса». Из них, конечно, можно выбрать команду для профессиональной подготовки. Мы же принимаем всех, кто приходит. Поэтому сделать команду, наверное, нереально. Но мы можем добиться хорошего уровня подготовки. И несколько наших ребят уже играют в московских командах и в казанском «Динамо». Вот это наша цель – подготовить хороших хоккеистов. А конкурировать с другими субъектами РФ пока сложно. Ведь наш регион не считается хоккейным.
К тому же это и дорогой вид спорта. Например, на начальном этапе, чтобы ребёнок просто попробовал себя в хоккее, нужна экипировка на 30 тысяч рублей. При том, что неизвестно, захочет ли он в дальнейшем заниматься, получится ли из него хоккеист. Даже в футболе, если ребята хотят добиться чего-то большего, им приходится уезжать в другие регионы, а что уж говорить про хоккей…
Большой плюс уже в том, что хоккеем просто интересуются. Я родился и жил в Магаданской области, так мы играли на коньках даже на дорогах, когда подморозит, на водоёмах. Физкультура у нас была на Ледовой арене. То есть, конечно, условия для хоккея там намного лучше.
Стала заметна популяризация этих видов спорта. Я приехал сюда в 2000 году, и в то время мало с кем мог поговорить о хоккее. Сегодня ситуация изменилась. Например, два года назад мы пригласили на традиционный Кубок Алании по хоккею среди любителей легендарного Сергея Макарова. Он дал мастер-класс, пообщался с ребятами. Так я был удивлён, когда его узнал владелец ресторана, где мы обедали. Видимо, он следил ещё за советским хоккеем.
– Неужели действительно так трудно конкурировать с другими регионами?
– Мы выигрываем больше за счёт духа. Но есть ещё немалая пропасть в уровне хоккея между южными районами и центральными. Может быть, это особенности народов или традиции. Как, например, марафон хорошо бегают кенийцы, в баскетбол играют высокие темнокожие парни. Белый марафонец и баскетболист – это исключение. Нельзя исключать, что это и не наш вид спорта. А может быть и наш. Пока выводы делать рано, местному хоккею только 6 лет.
Профессиональный спорт – сложное дело. Очень большие нагрузки, травмы. Четырёхчасовые тренировки сильно выматывают. Туда пойдут единицы. Для нас же главное – приобщить детей к физкультуре и спорту, чтобы они выросли здоровыми, и, как говорят, настоящими мужчинами.
– А как с ночной лигой, она набирает обороты?
– Это идёт волнообразно. Но большинство из детей, которые сейчас занимаются, кем бы они ни стали в дальнейшем, будут играть в любительский хоккей в своё удовольствие.
– Может ли ночная лига любительского хоккея стать локомотивом этого вида спорта? Ведь мы помним слёзы Фила Эспозито, когда, после проигрыша канадцев Советскому Союзу, их попрекали болельщики за огромные гонорары, которые не помогли им одолеть сборную СССР, представлявшую любительский хоккей.
– Любительской она была в основном в плане зарплаты. Но тренировки были очень жёсткие. Был серьёзный отбор в советском хоккее. Поэтому по сути это были настоящие профессионалы. А то, что спорт тогда не был бизнесом, было преимуществом. Спорт должен развивать человека, укреплять здоровье, воспитывать характер, а не приносить лишь прибыль и награды… Кстати говоря, не так давно у нас проходил турнир на призы газеты «Терские ведомости».
– А какие бывают соревнования в Ночной хоккейной лиге?
– В Сочи проходит Всероссийский фестиваль НХЛ. Мы принимаем в нём участие пятый год. Самый большой кубок в кабинете – оттуда. Заняли второе место из 32 команд. В финале проиграли со счётом 3:2. Есть две такие лиги. Кто побеждает в высшей из них, тому в качестве награды строят Ледовый дворец, – дают сертификат на 100 миллионов рублей. Мы играли в категории 40+. Так как мне нет сорока, я участвовал в качестве тренера. Пережил все эти эмоции. Так что моя заслуга тоже есть.
Кроме того, у нас бывает Кубок Алании. Приезжают 5 команд из ближних регионов – Ростова, Волгограда, Армавира… Иногда выезжаем сами в Невинномысск, Ингушетию, чеченцы приезжают к нам…
– Есть ли, на Ваш взгляд, проблемы в российском хоккее?
– Проблем много. На недавней конференции приводили пример Финляндии. А ведь когда-то все брали пример с советской хоккейной школы. Сейчас у нас ставят целью не развитие спортсмена, а выигрыш какого-либо коммерческого турнира любой ценой.
Я бы, например, сделал соревнования не по хоккейным матчам, а по технике для детей до 13 лет. Пусть проедут всей командой круг на скорость, потом проедут змейку с шайбой, затем на выносливость пять кругов, побросают по воротам… Так можно выявлять реальный уровень хоккеистов, не командный, а личный. Это показало бы настоящее состояние хоккея. А собрать из таких ребят команду потом уже не трудно.
– Это Ваша собственная методика?
– Эта идея ко мне пришла буквально несколько дней назад. Мы тратим много сил и средств на матчи в ущерб настоящей индивидуальной подготовке. При этом у нас стараются форсировать события, научить сразу всему. А, например, в Чехии запрещены щелчки до 12 лет, так как это может навредить суставам. То же касается и силовых приёмов. У нас многие увлекаются силовой борьбой в ущерб технике. Ведь дети ещё и не понимают цель силовых приёмов.
На Кубке мира наша сборная сделала в два раза больше силовых приёмов, чем канадцы, но при этом мы проиграли. Зато канадцы выиграли в три раза больше вбрасываний. Они больше играют в пас, комбинируют, как это раньше делали мы. Теперь они играют технично и красиво, а мы пытаемся задавить их силой. При этом побеждает техника и красота, а не грубость и сила.
– Как обстоят дела в фигурном катании?
– Оно тоже развивается. Второй раз проводим Открытое первенство РСО-Алания. В прошлом году у нас было около 100 участников, в этом уже 130. Судейство бывает очень серьёзное. Это судьи-международники. Благодаря этому уровню мы можем проводить соревнования кандидатов в мастера спорта. За короткое время у нас уже появились титулованные фигуристы, такие, как Влад Мирзоев. Неплохой тренерский состав. Школа и федерация делают всё для помощи им. Зрителей бывает очень много. Раз в год наши дети имеют возможность показать свои возможности дома. Чаще бывают на выезде.
На прошедшем на днях первенстве из 18 комплектов наград наши завоевали 6 золотых, 2 серебряные и 5 бронзовых медалей. Никто не ожидал от Владикавказа такого достойного уровня.
Владимир ГАБАНОВ