История Национального музея РСО-Алания насчитывает уже более века: вопрос о сохранении памятников исторического прошлого и создания музея древностей общественность города впервые подняла в 1892 г. К тому времени Владикавказ, основанный в 1784 г. как крепость, являлся уже одним из крупнейших культурных и образовательных центров Северного Кавказа. Во 2-й половине ХIХ в. Владикавказ стал средоточием знаменитых археологических находок, вызвавших огромный интерес русских и иностранных исследователей и краеведов. В 1869 г. в осетинском селе Кобан, давшем название археологической культуре, местным жителем Х. Кануковым был обнаружен могильник с богатой коллекцией бронзы II-I тыс. до н.э. Эти материалы впервые были изучены и описаны известным русским учёным Г.Д. Филимоновым.
Стариной интересовались не только учёные: в большом количестве появились торговцы редкостями, кладоискатели и скупщики археологических находок, развернувшие бойкую торговлю. Инициативу общественности по созданию музея поддержал и принял на себя терский областной статистический комитет, в состав которого входили чиновники и представители интеллигенции. В 1893 г. была начата работа по устройству в г. Владикавказе Терского Областного музея и сбор средств на строительство здания. Население охотно отозвалось на призыв учредителей, из разных районов Осетии стали поступать пожертвования деньгами и коллекциями. Впервые собранные музеем предметы были представлены на обозрение в 1897 г. Открытие музея было отмечено в местной и столичной прессе. «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Эфрона выделил Владикавказский областной музей древностей в число 36 главнейших российских провинциальных музеев. Здание музея по проекту инженера И.В. Рябикина, построенное в 1906 г. в классическом стиле, и сегодня является одним из архитектурных украшений города.
В 1920 г. на базе музея был создан Северо-Кавказский Институт Краеведения, а музей стал называться «Государственным Научным музеем города Владикавказа». Огромный вклад в развитие музея в 20-30-е годы внесли профессор С.А. Гатуев, известные учёные Л.П. Семёнов, И.П. Щеблыкин, биолог Л.Б. Беме и многие другие. В конце 1920-х музей Владикавказа активно содействовал открытию музея в Дагестане, передав ему в дар старинные фотографии, оружие, старинные монеты; была оказана и помощь в открытии музея в Кабарде (Нальчик). В 1928 г. музей был разделён между Грозненской и Северо-Осетинской областями. В 1978 г. на базе Северо-Осетинского республиканского музея краеведения был организован Северо-Осетинский объединённый музей истории, архитектуры и литературы, в который на правах филиалов были включены ещё пять музеев.
Сегодня Национальный музей РСО-Алания – это музейная сеть, объединяющая музеи различных профилей и типов (всего 11 филиалов). В их число входят всемирно известный музейный комплекс под открытым небом «Город мёртвых» в с. Даргавс, Нузальская церковь – историко-архитектурный памятник мирового значения с уникальной фресковой живописью (к. XIII – н. XIV вв.), мемориальные дома-музеи основоположника осетинской литературы К.Л. Хетагурова и дважды Героя Советского союза И.А. Плиева, Музей народного образования в г. Ардоне, Музей краеведения в г. Моздоке и др.
Национальный музей является богатейшим хранилищем памятников исторического прошлого Осетии, отражающим историю края от палеолита до новейшего времени. Его фонды насчитывают более 200 тысяч экспонатов. Большую художественную и историческую ценность имеют многие коллекции музея.
Основную часть музейного собрания составляют предметы археологии: коллекции Майкопской (V тыс. до н.э.) и Кобанской культуры (II-I тыс. до н.э.), сыгравших важную роль в развитии материального и прикладного искусства народов Центрального Кавказа. Знаменитые кобанские бронзовые топоры, поясные пряжки, фибулы и кинжалы, украшенные стилизованными изображениями животных, ярко характеризуют так называемый «скифский звериный стиль». Уникальные предметы эпохи поздней бронзы изготовлены с применением сложной техники гравировки, литья и ковки. Археологические экспедиции 1950-1990-х гг. пополнили коллекции музея предметами из аланских погребений V-XII вв. – великолепные по красоте конские уборы, обязательные атрибуты воинского костюма: сабли, боевые топоры, наборные пояса, удивительные по сохранности деревянные предметы.
Декоративно-прикладное искусство Осетии имеет глубокие корни и «генетическую связь» со скифо-сарматской и особенно аланской культурой, отражённой в предметах декоративно-прикладного искусства. Значительное развитие в Осетии получили художественная обработка металла, камня, резьба по дереву, вышивка и другие виды народного искусства, редкие и уникальные образцы хранятся в фондах музея: совершенные по форме деревянные чаши для пива, предметы домашней утвари, мебель, покрытая тончайшей резьбой геометрических, растительных, солярных узоров и знаков.
Высокое развитие кузнечного ремесла в Осетии подтверждают замечательные изделия мастеров XVII-XIX вв.: огромные остродонные и плоскодонные бронзовые котлы для варки пива и мяса, светильники, украшенные турьими головами, орнаментированные очажные цепи, железные крюки для мяса и многое другое.
Богатством, красотой и мастерством отличаются работы осетинских ювелиров. Украшением коллекции декоративно-прикладного искусства являются мужские и женские серебряные пояса, нагрудные застёжки, газыри, богато декорированные традиционным осетинским орнаментом и украшенные филигранью, чернью и гравировкой.
Ценная часть коллекции музея – образцы осетинского золотого шитья, которым славились местные мастерицы. Вышивками из золотых нитей украшалась женская верхняя одежда, особенно свадебный костюм, состоящий из богато расшитой шёлком и золотом бархатной шапочки, платья и подвесных бархатных рукавов. В собрании музея представлены различные виды декоративных отделок – тканные золотой нитью галуны, золотые вышивки-аппликации, кожаные аппликации.
Искусными мастерами были и оружейники. Фонд оружия насчитывает более 400 видов оружия с древнейших времён и до наших дней. В коллекции представлены уникальные экземпляры оборонительного вооружения – средневековые кольчуги, наручи, шлемы, щиты. Основная часть коллекции – кавказское холодное и огнестрельное оружие XVI-XIX вв., многие образцы которого органично соединяют оружейное и ювелирное мастерство.
Гордостью музея являются реликвии воинской славы: личные вещи, награды, фотографии участников русско-турецкой войны 1877-1878 гг. – генерала Г. Кусова, добровольца Д. Караева, полковника Ф. Гусова, генерала А. Туганова, И. Канукова, а также легендарного командира Осетинского конного дивизиона Терско-Горского иррегулярного полка А. Есиева и многих других.
Особое место в коллекции занимают оружие, личные вещи участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., принадлежавшие генералу армии И.А. Плиеву, Герою Советского Союза Х.Д. Мамсурову, генералу армии И.В. Тюленеву, Герою Советского Союза И.М. Дзусову и многим другим, память о которых бережно хранится в Осетии, давшей нашей родине 79 Героев Советского Союза.
Национальный музей РСО-Алания – участник различных региональных выставочных проектов: «Архыз – древнейший центр христианства» (музей Храма Христа Спасителя, Москва), «Аланский всадник. Сокровища князей I-II вв.» (Государственный музей Востока), «Традиции рыцарства народов Степного Предкавказья и Северного Кавказа» (Ростов-на-Дону – Москва, 2006), победитель конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» (2005). Участием во Всероссийском фестивале «Интермузей-2009» и выставкой «Летопись воинской славы» к 235-летию присоединения Осетии к России и 225-летию Владикавказа, впервые представившей уникальные предметы из коллекций оружия, фотографий и наград, был отмечен 2009 год.
В 2011 году был осуществлён выставочный проект «Православная Осетия» (Краснодарский музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына), который имел огромный успех. На выставке «Православная Осетия» были представлены фото и видеоматериалы, а также уникальные артефакты из фондов Национального музея РСО-Алания, повествующие об истории христианства в Осетии с I в. н.э. до XXI в. Международная акция «Ночь в музее» в этом году была ознаменована масштабным и красочным проектом «Тысяча и одна ночь в музее», который состоял из множества мероприятий по филиалам и торжественного открытия выставки декоративно-прикладного искусства «Восток – дело тонкое». Посетителям были предоставлены раритеты из фондов музея, сработанные когда-то в мастерских искусных ремесленников и художников Индии и Ирана, Турции и Индонезии, Китая и Японии.
По прошествии стольких лет Национальный музей нуждается в реконструкции и постройке новых помещений, потому что уже «вырос» из того здания, в котором находится. В разговоре с корреспондентом «ТВ» директор Национального музея РСО-Алания Лариса Сохиева отметила: «Реконструкция и строительство нового музея – это крайняя необходимость, поскольку площадей было недостаточно ни для хранения, ни для экспонирования. И, соответственно, те условия, в которых хранились музейные предметы, тоже выходили за все пределы допустимых норм. То есть, ни о каком температурно-влажностном режиме, ни о каких-то особых условиях безопасности говорить не приходилось». Проект был поддержан правительством республики. Финансируется реконструкция из федерального и республиканского бюджетов.
«Чтобы музей заработал в полную силу, мощность, мало построить новое здание, новое помещение. Огромная научно-исследовательская работа предстоит по созданию новой экспозиции, её тематико-экспозиционного плана, нового архитектурно-художественного решения. Музей – система гибкая, которая должна идти в ногу со временем. Музей не только хранит древности, но, в то же время, аккумулирует современную историю. Вот тут потребуется большое использование научного потенциала», – говорит Лариса Сохиева.
Из предложенных проектов реконструкции был выбран проект владикавказской компании «Стиль». Над проектом работал коллектив авторов под руководством главного архитектора фирмы Олега Припутнева.
После обновления комплекс не только даст возможность сохранить и экспонировать предметы истории, но также соединит городской парк с проспектом Мира. Можно будет проходить в парк напрямую с угла улицы Горького и проспекта Мира. Такое соединение обеспечивают округлые формы новых музейных корпусов, вырастающие из газонов, застилающих прилегающую территорию. Эти городские и, в то же время, природные элементы со стенами из особенного местного кирпича составляют основную тему проекта. Между корпусами будут оставлены свободные проходы для прогулок по территории, приводящие в городской парк. Наклонные кровли музейных корпусов имитируют зелень газонов, а невысокие округлые кирпичные стены подступают к сохраняемым объектам.
Авторы предполагают, что со временем стены здания музея оденутся вьющейся цветущей зеленью. Фасады старого музея сохраняются авторами в первоначальном виде, учитывая, что комплекс – важная градообразующая часть исторического центра города. Функционально музей делится на три составляющие: здания временной экспозиции, постоянную экспозицию и рекреационную зону. Фондохранилище, сохраняя возможность размещения в наземных постройках 2-й очереди, уходит под землю, отвечая современным тенденциям проектирования музеев в исторической застройке. Здесь же расположатся основные инженерно-технические службы и коммерческая зона – сувенирные магазинчики, интернет-кафе, кинозал.
Вера КАЛЛАГОВА
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |